Воронежский художник Иван Горшков запустил в YouTube сериал о своём творчестве

Создатель огромного количества талантливых работ в разных жанрах современного искусства показывает, как рождаются его творения.

«Кристалл чистейшей крезы» – так называется сериал, который затеял один из самых известнейших художников Воронежа Иван Горшков. Прямо в своей мастерской под названием «Синдикат» он со своими помощниками снимает процесс создания арт-объектов. Иван в довольно ироничной манере описывает и технические нюансы появления металлических скульптур, картин, коллажей, и частично – смысловую составляющую тех или иных элементов.

В трёх уже вышедших сериях зрители могут увидеть процесс создания творений современного искусства изнутри. Очевидно, что атмосфера при этом в мастерской и рабочая, и очень весёлая – ребята время от времени просто умирают со смеху, танцуют, валяют дурака. Именно в этом и видится название фильма – в сумасшествии и лёгкости, с которой «Синдикат» воплощает свои идеи в жизнь.

Иван Горшков ответил на вопросы журнала «Глаза» о сериале «Кристалл чистейшей крезы».

Зачем вы создали свой странный сериал?

— Идея возникла в начале карантина, когда в мире пошёл бум на медиаконтент, компенсирующий отсутствие событий в реальной жизни. Стало очевидно, что, если уж и заниматься такими вещами, то нужно делать не сториз и разрозненные посты, а полноценный, смотрибельный, последовательный контент. Ну и я понял, что если делать какое-то интернет-шоу, то и выдумывать ничего не нужно – часто наша жизнь сама по себе наполнена интересными вещами. Ежедневно занимаясь своими делами, я нахожу это чем-то нетипичным, тем, что может удивить.

Понятное дело, работа в мастерской, с командой – тут ничего нового, но каждый изобретая велосипед, изучая что-то новое, сталкиваешься с личными открытиями. Все этим моменты и стали в основе содержания нашего сериала.

Не боитесь, что ваши поклонники узнают о подноготной создания шедевров, что не всегда идёт в плюс итоговой оценке объектов? В том смысле, что раскрывается таинство их появления?

— «Кристалл чистой крезы» носит и развлекательный, и познавательный характер. Конечно, это не методичка по производству искусства, никто тут не раскрывает глубины кухни художника. Хотя, если бы и раскрывала, не вижу в этом никакой опасности. Если вы имеете ввиду, что кто-то начнёт меня после этого подделывать, то это была бы большая ржака и повод для новой серии. Сложно ведь не просто сделать что-то руками, а вложить в это смысл, показать.

Если же речь идёт о том, что аудитория узнает слишком много некрасивых внутренностей… В сериале все преподносится довольно комично, если бы я там реально ныл о проблемах или какие-то настоящие терзания показывались, то это было бы раскрытием карт, и, возможно, тогда бы некоторые зрители подумали бы с разочарованием – ну, дескать, всё, как у всех: неуверенность, растерянность, лень, тупость. А тут как бы всё преподносится в режиме «слабоумие и отвага», но козырь в рукаве остается.

У вас есть сценарий каждой серии, или всё – импровиз?

— Есть первоначальное видение темы серии. Жизнь идёт своим чередом, и каждые две недели – это временной отрезок, наполненный определёнными задачами в мастерской. В этот день мы делаем скульптуры, в другой – натягиваем холсты, в третий – натягивать на надувные экспонаты их одежду, потом тестировать, как это будет работать с насосами – чтобы это снять не нужно нанимать сценариста, всё и так очень интересно.

Сколько серий будет в вашем сериале?

— Не было расчёта на многосезонный долгий проект. Осветить все процессы производства в «Синдикате» можно за 10 серий. Потом, скорее всего, круг замкнётся, станет скучно. Может, раньше. Я хотел бы снять именно десяток серий, чтобы получился такой, полноценный сезон.

С какой периодичностью будете выкладывать серии, так же, первые три – раз в две недели?

Думаю, плюс-минус раз в две недели и будем публиковать по выпуску. Тут нужно сказать, что сериал – не только моя инициатива, но и Фонда Смирнова и Сорокина, который поддерживает современное, молодое искусство. Они предложили ряду художников делать видеоконтент о своей работе. Я остановился на формате «сериал». А уж им с высоты своего опыта виднее, как выкладывать мои записи.

Вы уже знаете, чем закончится сериал?

— Нет. Как и большинство сериалов, он не закончится чем-то фатальным. Скорее, это будет какая-то запятая. Может быть, окончание какого-то большого проекта. Круто, полезно показать какую-то большую работу в динамике: как приходят идеи, с какими трудностями столкнулись, как мы их решили, и чем это всё закончилось. В этом и есть посыл простому зрителю и молодому художнику – наглядный опыт создания арт-объекта.

Съёмка сериала во время работы не мешает творческому процессу создания арт-объектов?

— На съёмки выделяется отдельное время, которое, по идее, можно было потратить на основную работу. Но для меня и сам сериал является амбициозным проектом, которому хочется уделить внимание. Хочется верить, что это не просто вспышка у кого-то в ленте новостей, а материал, который можно будет показывать, изучать, возвращаться к нему. Эта работа же будет где-то постоянно находиться, быть моей визиткой, ироничной документалкой.

Сколько времени вы проводите в мастерской?

— Сейчас мы с моими двумя ассистентами работаем в стандартном, общепринятом графике – 5 дней в неделю, с 9 утра до 17 вечера. Все – по-разному, но в общем, все находимся в рабочем, методичном режиме.

В ваших роликах не показано, как идёт процесс сварки частей фигур, это сделано специально? Почему? Кто занимается сваркой?

— Мне кажется, съёмка этого процесса не подходит для динамичного сюжета нашего сериала. Смотреть, как сияет дуга, никому будет неинтересно. Все итак видели этого «голубенького сварочного зайчика». Может, где-то вспышкой и промелькнёт. Сейчас сваркой занимается ассистент Андрей Коротеев, а до этого, в течение 10 лет, и варил, и всё остальное я делал сам.

Кстати, для чего вы готовите именно те металлические скульптуры, которые фигурируют в видео?

— Все привыкли к тому, что я делаю что-то под определённый проект или мероприятие, но те скульптуры, которые фигурируют в сериале, создаются просто потому, что захотелось сделать что-то новое. Можно сказать, что эти объекты – пробы будущих, более чётко сфокусированных серий. Но это обязательно нужно делать, это обязательно пригодится, к гадалке не ходи.

Вас не смущает, что у самой «популярной» первой серии нет и двухсот просмотров?

— Повторюсь, этот сериал – не просто вспышка, это мой стратегический продукт. Я буду использовать его долгое время, в том числе и как визитку. Понятно, что у такого проекта не может быть широкой аудитории.

Это для тех, кто интересуется современным искусством, художниками, творчеством. Для кого-то это может быть поучительно. Те, кто меня знает, увидят, как всё устроено, как идёт процесс создания тех вещей, которые они видят в готовом виде.

Как думаете, может ли ещё «Кристалл чистой крезы» выстрелить?

— Думаю, да, может. Но, повторюсь, я по поводу количества его просмотров, не комплексую совершенно.

——————————

Иван Горшков – один из создателей и лидеров воронежской «новой волны» современного искусства, работы которого известны за пределами России. Художник уделяет большое внимание скульптуре. Его подход к созданию работ просто потрясает – шедевр может получиться из ржавой трубы и кусков бетона, рубероида и сломанных ящиков из-под фруктов.

Недавно разразился скандал по поводу организации экспозиции Горшкова в аттракционе «Перевёрнутый дом». ТРК «Арена» взбеленилась против выставки современного искусства у их арендатора. К сегодняшнему дню ситуация непонятная, так как «Перевёрнутый дом» является аттракционом и по условиям пандемии работать вообще не должен. Выход? Оформить его как выставку. Такие вот метаморфозы…

Воронежские карикатуристы, писатели, афористы, художники объединились в интернет-проекте

Воронежский кукольный театр впервые опубликовал спектакль в интернете