Кубинка рассказала о жизни в Воронеже во время учёбы в Пединституте в 70-х годах

Невероятно интересные воспоминания о быте иностранных студентов в столице Черноземья во времена СССР.

Жительница Кубы Джулия не просто училась в воронежском педагогическом институте, она ещё и вышла здесь замуж. Женщина вспомнила очень интересные нюансы 40-45-летней давности, которые вызывают и удивление, и ностальгию, и смех.

Джулия писала текст сама, с наводящими вопросами от редактора журнала «Глаза». Текст отредактирован, но так, чтобы колорит кубинки остался в той мере, в какой это возможно было сделать, не сильно повредив русскому языку…

– Перед тем, как покинуть свою страну и отправиться в Россию, мы слышали много пропаганды и интриг против Советского Союза. Капиталистические газеты писали, что там мы станем коммунистами. И никогда не вернёмся домой. Потому что там закатывают мясо людей в консервные банки.

Но я не боялась и уехала учиться, так как доверяла моему государству в том, что Россия была страной, которая хотела помочь Кубе в развитии, даёт возможность поднять культурный уровень своих молодых граждан.

Итак, в конце августа 1976 года я прибыла в СССР через порт Одессы на корабле «Russia».

На фоне Одесского порта

Потом на самолёте – до аэропорта Воронежа, чтобы учиться в Педагогическом институте и стать преподавателем русского языка. Признаюсь, что мало знала о вашей огромной и могучей стране и ничего о городе Воронеже. Только то, что он находился в 500 километрах от Москвы.

Самое впечатляющее и удивительное для девушки с Карибского острова – увидеть снежинки в первый раз. Мы вышли из общежития, чтобы насладиться этим моментом на улице. Хотя таким радостным было только первое впечатление, со временем нам было трудно выдержать на себе зимнюю одежду. Это ужасное пальто, которое поначалу мешало ходить.

И я несколько раз упала на улице. Ай, как я упала! Но потом мы привыкли и зимой ходили в лес, чтобы кататься на лыжах. А на коньках – так и не научились, было очень трудно.

Видите, на фото почти все попадали, но нам было весело, все умирают со смеху

Обожаю русскую осень и красочный лес с золотыми и желтыми контрастами. В моей стране нельзя увидеть такую красоту, у нас только два сезона: время дождя и сухой погоды. Мы любили ходить на кемпинг в лес.  Леса этого города были сказочные.

Из истории этого замечательного города я удивилась, как царь Пётр I построил первый русский флот в своих лесах, и как он отправил его через по Дону до Aзова.

Также я была тронута, когда видела мемориальные комплексы и памятники в честь всех, кто пал, защищая родину и город в Великой Отечественной.

Помню, первое, что я съела, когда приехала, – пельмени со сметаной. Сначала мне не нравилась русская еда, мы пыталось приготовить блюда своей страны, но постепенно я начала готовить русский картофель в сковороде.

Больше всего мне нравились сметана, все виды фруктовых вареньев, торт, шоколадные конфеты. Моё любимое блюдо – борщ с чёрным хлебом. Как я скучаю по этой еде! Раньше я пила только кофе, а после России люблю выпить и чаю.

В то время мы жили на 90 рублей в месяц. 30 рублей выделяли на питание и базовые потребности, остальные деньги тратили на то, чтобы сходить в кино, купить одежды, туфли и другие вещи, сувениры, которые мы привезли в свою страну.

Документ, оставшийся от техники, которую Джулия привезла на Кубу из СССР

Я купила ленточный рекордер, проигрыватель и другие электронные аппараты, потому что у нас дома таких не было. Без сомнений могу сказать, что бытовая техника того времени в Советском Союзе была очень высокого качества. Много лет эта аппаратура работала у нас очень хорошо.

Во время каникул мы работали на керамической фабрике, чтобы получить лишние деньги. Интересно, существует ли она ещё…

Фото с одной из работниц керамической фабрики

Я не знаю, как сейчас, а в 70-х годах ночной жизни после 23 часов в Воронеже не было совсем. Рестораны, кафе, кинотеатры закрывались рано, не было ночных клубов, поэтому мы делали наши вечеринки в общежитии. Отмечали дни рождения и национальные праздники. А русские жаловались на нашу музыку и шум до очень позднего времени. Лучше бы потанцевали с нами.

У меня было много российских и монгольских друзей во общежитии. Со мной в комнате жили две симпатичные русские девушки, из Воронежской области: Болкина Ольга Иванова  и Королёва Зоя Владимировна. Наши отношения были очень хорошие. Они приглашали меня домой, но я не была у них. Жаль, но сейчас их, наверное, не найти, у них другие фамилии.

Помню, другую знакомую девушку, которая жила не далеко от вокзала, и у неё была дочка Оля. Она дала свою фотографию на память. У них дома мне побывать удалось. Был ещё друг Саша, он стоматолог. Имел белую машину (Лада). Саша был очень внимательный со мной, очень часто приглашал меня в ресторан, и мы делали прогулки в лес.

Я хотела бы знать больше об этих друзьях после многих лет разлуки. Кстати, хотя мое имя Джулия, друзья и все в институте назвали меня Пенелопа.

Есть несколько русских традиций, которые я ощутила на себе и запомнила. Нужно обязательно выпить стакан водки до конца – штраф, за что, что опоздала по приглашению на свадьбу. И спор с таксистом из-за того, что он не хотел возвращаться в моё общежитие, чтобы взять документы, которые я забыла. Он утверждал, что возвращение принесет плохую удачу.

Ещё – из того, что меня очень удивило, это общественные ванны и сауны в городе, где жители собирались купаться, раз в неделю. Они лежали там некоторое время, а потом ударяли кожу ветвями. Мы привыкли мыться ежедневно и в индивидуальной ванне. Это было не нормально для нас. Чтобы быть голыми перед другими незнакомыми людьми. Это было очень стыдно. Сначала. Потом привыкли.

В те годы мы ходили пешком по улицам и проспектам, ездили на трамвае, троллейбусе и автобусе, если далеко. Например, на крестьянский рынок. Транспорт был очень дешёвым и ходил часто.

Я помню, что много ходилa в кинотеатр «Пролетарий». В нём было три проекционных зала, но в то время они показывали только русские или индийские фильмы. Там я впервые увидела один фильм в третьем измерении. Там же было кафе, где мы любили есть мороженое.

Даже выпускное фото иностранных студентов сделано на фоне любимого кинотеатра

В то время не существовало рисков в городе в виде врагов и бандитов. Город был очень тихим. Мы только удивлялись, что пьяные мужички на улицах, лежали на снегу и никто не обращал на них внимания. Также запомнились цыганки, которые бродили по железнодорожной станции каждый день.

Самое интересное было, когда нам пришлось сделать профессиональную практику в школе. Это длилось неделю. Было очень страшно столкнуться с тем, что нужно дать русский язык детям, которые очень хорошо его знали. Моё произношение не выглядело так хорошо, но дети оказались превосходными, очень любящими, много мне помогли, поэтому я получилa «4».

Каждый курс, на неделю культуры нашей страны мы делали концерты в театре института: показывали, как поём песни, танцуем и свои национальные костюмы.

Однажды мы давали спектакль в деревне в Воронежской области. В этом месте никто никогда не видели негритянок, и некоторые женщины сильно трогали волосы и кожу нашей девушки, чтобы знать, как это может быть. Это было очень смешно!

Одно из самых важных событий моей воронежской жизни произошло 31 января 1981 года. Тогда я вышла замуж и провелa свою свадьбу в дворце бракосочетания города. Мы поженились со студентом из Сальвадора.

Помню, мне дали пластиковый диск со свадебной записью, и мы сделали свой первый тост с друзьями.

Всю жизнь я буду благодарна моему правительству, России и педагогическому институту Воронежа, потому что они дали мне возможность учиться. Ведь родители у меня были рабочие и не имели денег, чтобы заплатить за моё обучение. Я получила хорошее образование. Никогда не забуду своих отличных преподавателей: Зинаиду Петровну, Розу Владимировну, кандидата наук Aртёменко, Л. Григоренко, декана Николая Петровича Кузнецова и многих других…

В следующей части рассказа о жизни кубинки в Воронеже – действительно смешные истории (которые она так называет анекдоты) об отношениях иностранцев с советскими людьми, подробности свадьбы Джулии и её жениха из Сальвадора, фотографии сувениров, которые привезла девушка из Советского Союза, и снимки студентов и преподавателей Пединститута в самых разных обстоятельствах.

Продолжение

А пока грузится страница с продолжением, посмотрите, каким жительница Парижа увидела Воронеж этой зимой.