Захар Прилепин в Воронеже – про Пушкина в интернете, БГ во Львове и Боякова во МХАТе

Один из лучших русских писателей современности высказал мнение про интернет-войны, блог Дудя, фильмы Быкова, деятельность Боякова и концерты БГ на Украине.

В Воронеже в очередной раз с поклонниками встретился один из самых читаемых писателей современной России Захар Прилепин. В беседе, которая собрала полный зал в книжном клубе «Петровский», нашлось место для самых разных тем. Говорили не только о литературе…

В данном материале – пересказ услышанного своими словами и так, как это было понято.

В начале встречи Захар поведал о своих последних трудах. Один из главных – работа над биографией Есенина. Писатель в красках, даже, наверное, ярче, чем в книжках, так как разговорный жанр позволяет быть более свободным в выражениях, чем формат ЖЗЛ, рассказал несколько историй про пребывание поэта за границей. К примеру, случай в Мэмфисе, родине Элвиса Пресли, где Сергей, напившись в очередной раз (во время действия сухого закона!), поссорился с Айседорой и вынужден был идти из пригорода в гостиницу Мемфиса пешком несколько километров.

Когда пришло время задавать вопросы из зала, публика сначала стала интересоваться отношением писателя к творчеству тех или иных его коллег, а потом, поняв, что это весьма скучное занятие, перешла на самые разные темы.

Так, Прилепин рассказал, что действительно остро переживает, когда «в интернете кто-то не прав», особенно в отношении него или близких людей. Даже мучается, что нет возможности некоторым болтливым лицам набить лица. Отсюда и желание не быть столь публичной личностью. Пушкин, с его вспыльчивым характером, по мнению Захара, уже в 14 лет закончил бы жизнь на одной из дуэлей, если бы некое подобие интернета существовало в его годы. Только и оставалось бы стреляться с утра до вечера за разного рода панчи и накидывания в исполнении хейтеров 18 века.

Отдельно поговорили о чернухе и её роли в творчестве современников. Начиная со своего бывшего приятеля, а ныне яростного оппонента, коллеги Дмитрия Быкова, которого, по мнению Прилепина, стоит читать только лишь для того, чтобы изучать патологическую болезнь человека, не наблюдающего ничего хорошего вокруг. Заканчивая популярным нынче Юрием Дудём, у которого, всё-таки, есть ещё шанс повзрослеть.

Быков видит нашу страну корявой, кривоногой бабищей, в которой вообще нет ничего ни интересного, ни привлекательного. И он давно уже хочет от неё свалить, но что-то его держит. Дудь с детства начитался таких вот быковских страшилок и пока в них действительно верит. Нет, не отрабатывает чей-то заказ, не завербован мировой закулисой, верит. Но это пройдёт. Когда он станет старше.

Интересно, как другой Быков – режиссёр по имени Юрий, автор действительно хорошего кино, сокрушается по поводу низких сборов его фильма «Завод». Страшно сокрушается и не понимает, в чём дело. А фишка в том, что вся русская классика построена не на беспросветности нашей, не на гнуси непролазной, а на переплетении трагического и душевного, страшного и красивого, сиюминутного и вечного. И нужно уметь разглядеть все эти грани, понять причины некоторых явлений, принять их и полюбить. Как находит один человек в другом, абсолютно несовершенной внешности и не бархатного характера, то, что делает его самым родным на свете. А убери какую-нибудь чёрточку, хоть даже и неряшливость, или угрюмость, сразу вся химия и пропадёт. Да и не уберёшь ты её, как ни старайся.

Если подавать нашу жизнь только в виде жирующих олигархов, платящих бабки купленным ментам, которые отстреливают прямо под мостом ставших неугодными коррупционеров, и говорить, что только это у нас и есть, то не жди, что люди будут это принимать бесконечно. Люди видят и другое вокруг себя. И в произведении хотят видеть надежду, а не беспросветность. Что, однако, не противоречит необходимости выявлять заразу и всячески её изгонять.

Впрочем, расстраиваться по поводу провала хорошего фильма в прокате в любом случае не стоит, так как кассу собирает только откровенная фигня. Это тоже нужно просто принять.

Ежели Дудь хочет рассказывать про совок только то, что это была лишь тюрьма и мрак, так это у него возрастное, это выдаёт в нём лишь незрелость. Но позже этот журналист и блогер может поменять свою точку зрения. Это нормально для думающего, развивающегося человека.

А вот про шаги уважаемых людей Бориса Гребенщикова, Веры Полозковой и других «внеполитичных» творцов сказано было уже более резко. Мэтр отечественной рок-тусовки вовсю выдаёт себя за миротворца и проповедует пацифизм, однако на концерте во Львове выступает, а Донбасс игнорирует. И как после этого можно говорить о нейтральности, совершенно непонятно. Ты либо ни туда, ни туда, либо уважь обе стороны. А так несрастуха какая-то получается.

Поговорили ещё немного про «небратьев», которые приходят на вечера Прилепина за границей, да, погудев в бессильной злобе, ретируются, к всеобщему облегчению. Про европейцев, которые шёпотом благодарят за честность и нетолерантность, с мольбой в глазах «спасите наши души!» Про призывы либералов раздеться и идти «голыми», то бишь, очистившись от всего нанонсного, ненужного, вроде национальных устоев, местных стереотипов и оценочных взглядов к инакомыслящим. При этом сами призывающие предпочитают одежд не скидывать, иметь свои рычаги, резкие мнения и требования, а то и санкции.

После столь тяжёлых и даже неприятных тем, вернулись к творчеству. Захар рассказал, что по случаю отстранился от съёмок фильма по его же книге «Обитель», так как повздорил с режиссёром Велединским. Оказывается, главного злодея и яркого персонажа Эйхманиса должен был играть сам Прилепин, но, вот, что-то пошло не так. В итоге его заменил Безруков. Они с Велединским знакомы ещё по «Бригаде». От ответа про актёрские данные Сергея писатель, можно сказать, уклонился, зато сказал, что роль главного героя романа досталась талантливому Евгению Ткачуку.

Картина должна появиться на экраны в конце года.

Затем Прилепин в миллионный, наверное, раз рассказал, что его любимыми книгами являются «Вечер у Клэр» (Гайто Газданов), «Дорога на океан» (Леонид Леонов) и «Тихий Дон».

Последний, кажется, вопрос был задан про деятельность писателя в театре МХАТ. Захар подчеркнул, что он не входит в его руководство, не является никаким завлитом, как написали сотни СМИ, а лишь будет отвечать за специальные проекты. Классический репертуар театра – вне его компетенции.

Что же касается главы МХАТа Эдуарда Боякова, то тут можно сказать, что он превосходно знает мировое искусство, понимает, что нужно делать в театре и обязательно раскроется в нём с новой стороны и силы. И главное: если из воронежцев за что-то на Эдуарда обижается, так это нужно забыть и камня за пазухой не держать. Всё!

После концерта Прилепин минут сорок подписывал открытки и свои книги (которые, к слову, под чистую раскупили в «Петровском»), общался и стойко улыбался на каждый спуск фотокамеры.

Добавить можно только то, что мы с Захаром договорились, что в один из следующих приездов в Воронеж для журнала «Глаза» будет сделано большое интервью. А приезды эти теперь будут частыми, так как Прилепин и губернатор Воронежской области договорились о проведении в столице Черноземья мультикультурного фестиваля с национальным уклоном. А это значит, что сюда приедет много интересного творческого народца. Теперь точно – всё!

Олег Воротынцев.

Ещё:

Воронежцы о концерте Петра Мамонова — как лебедь, рак и щука

Юрий Грымов в Воронеже: Умных не стало меньше, они просто попрятались!

Назад в будущее по-воронежски