24 ноября, 2015
Воронежцы о концерте Петра Мамонова — как лебедь, рак и щука
В Воронеже прошёл концерт Петра Мамонова и его группы «Совершенно новые Звуки Му», и журнал «Глаза» собрал мнения зрителей об увиденном. Мы попросили воронежцев предельно честно рассказать о том, что они увидели, услышали и прочувствовали…
Сколько людей — столько и мнений. Это подтверждают отзывы тех, кто побывал на выступлении яркого, мудрого, артистичного, неоднозначного и многим непонятного Петра Мамонова и его нового музыкального коллектива…
В гостях у Петра Николаевича очень клёво, а значит: «не скучно», «кайфово», «приятно» и «полезно», теперь, внимание, — «почётно!» и просто хорошо. В последнее время по причине кардинальной смены ориентиров на концерты хожу редко. Да и при разнице творческих концепций и саундов всё кажется в той или иной мере всё равно «одинаковым». С Мамоновым — не так. «Приключения Незнайки» — как поток свежего воздуха в душной комнате. Я там был.
Весь вечер провёл, кивая головой в такт видоизменяющемуся плотному груву. Не реагировать физически на музыку было невозможно. У Петра Николаевича, несмотря на возраст, по-прежнему всё в порядке с пластикой.
Стихи без музыки, прочитанные при свете лампы, очень подействовали на мою спутницу (девочки, они любят грустную лирику). Странно, но по окончании спектакля не хотелось, чтобы Мамонов выходил с гитарой и пел «всем известные свои песни». Осталось приятное послевкусие. Можно жить дальше.
Мои ожидания не совсем совпали с действительностью. Хотела прошлых опытов. Я скорее в той публике, за которой он не собирается идти. Мне хотелось трагикомичного, а я увидела только одиночество и грусть. И пока не пойму, нравится ли мне это, близко ли? И ещё раз идти на «Незнайку» пока не хочу. Это точно. Хотя он — восторг, с его авторской пластикой. Труба невероятная, я на трубе отдыхала.
Я отношусь к творчеству Петра Николаевича очень трепетно и на этот концерт шёл с ожиданием чего-то особенного. Впервые удалось смотреть концерт с первого ряда, в случае именно с этим человеком это важно.
Кстати, мне Пётр Николаевич нравится с самых разных сторон: и как музыкант, и как поэт, и как актёр, во всех его ипостасях.
Я уже бывал на выступлениях Мамонова, к примеру спектакль «Шоколадный Пушкин«, который проходил в «Ручьях», тронул меня чуть ли не до слёз, очень многие сцены заходили прямо внутрь.
А сейчас… не понял программу. Не понял, почему нужно было просто цитировать «Незнайку». Просидев около получаса и, не получив каких-либо эмоций, во время паузы я встал и тихонечко ушёл из зала.
Если Пётр Николаевич приедет в Воронеж еще раз, я обязательно пойду на его выступление, если это будет что-то другое — не «Незнайка».
В первый раз я попал на концерт «Звуков Му» в далеком 1986 году и затем еще был на добром десятке выступлений Петра Мамонова. Раньше никому и в голову не могло прийти, что когда то к нему будут обращаться не иначе чем Петр Николаевич. Так что мне есть с чем сравнивать.
К плюсам выступления я бы отнес свежий саунд ( в последние годы он выступал исключительно под минусовку, которую сам и записывал) и нерастраченный интерес к творческому процессу. Что для людей его возраста с известным бекграундом встречается не так уж и часто.
Ну, а минусом для меня пошли:
— сама репертуарная часть. Думаю «Незнайка» — это не самое сильное его произведение, хотя, безусловно, и концептуальное.
— отход от его «пластических этюдов». Двигаться он стал меньше, превалирует статичность. «Петя, танцуй!» — неизменно кричали на всех его концертах. И он «танцевал». И это было нереально круто! Лично мне этого очень не хватало.
Я могу сказать, что окончательно убедилась в том, что Мамонова-актера, я люблю гораздо больше, чем Мамонова-музыканта. Хотя, безусловно, харизма Петра Николаевича с первых минут берет за живое. Сразу понимаешь, что соприкасаешься с легендой.
Что мне особенно понравилось, так это то, как хорошо выглядит Мамонов. Для своих 64 лет он просто прекрасен! Лет 10 назад, на премьере фильма Остров, он выглядел очень усталым, замученным. А сейчас — бодрый, энергичный! Молодец, Петр Николаевич! Так держать.
Что касается самого перформанса, понравилось, что появились молодые музыканты. Апгрейд «Звуки Му» произошёл. Особенно, понравилась песня в середине выступления. Конечно, слова и музыку, я забыла. Что—то лиричное. Ну, и, конечно, прочтение стихотворения Заболоцкого «Засуха» меня просто потрясло
На концерте Мамонова были впервые. До этого я больше был знаком с его работами в кино, особенно запомнились «Остров» и «Пыль».
«Звуки Му», конечно слышал, но без фанатизма. Особо не увлекался никогда. Видел разные интервью, слышал некоторые записи, имел представление о том, какой это неординарный человек.
Знаю, что Мамонов не впервые выступает в Воронеже. Короче, в этот раз мы с женой решили не пропускать его перформанс.
Впечатления Пётр Николаевич оставил приятные. Сама программа конечно неоднозначная. Чтение «Незнайки» под музыку — штука странная. Но это не важно, вся суть в его харизме, энергетике и особой манере поведения. Собственно ради этого я и пришёл.
В принципе читать он мог что угодно, не обязательно Незнайку, в любом случае наблюдать за ним интересно. Больше всего в программе понравились немногочисленные песни, а не чтение. Особенно та, в которой были слова «…видеть ты меня видел, но поймать не смог, всё я улетаю, пока браток…». Что—то такое там пелось. Крутой трек.
Кстати, музыка на протяжении всего выступления была классная, команда у Мамонова хорошая. Отыграли супер. Спасибо ART.LAB. за такие мероприятия.
Выступление Петра Мамонова образца 2015 года произвело приятное впечатление: Петр выступил с очень оригинальной идеей музыкального спектакля, согласно концепции «Незнаек», которых никто не понимает, в итоге становятся основными зачинщиками прогресса в Мире. Ведь все новое и непонятное всегда воспринималось в штыки.
Мне особенно запомнилась сцена с боксерской грушей. На мой взгляд, в этом эпизоде, не относящемуся напрямую к спектаклю, Петр Николаевич проявил себя как актер от Природы.
Сама атмосфера вечера была весьма благожелательна: посмотреть на столь чудесное действие, встретить массу знакомых — «Приключения Незнайки» стоили того, чтобы воскресение стало еще более приятным, чем есть на самом деле.
В преддверии выступления вспоминались cпорадически фразы Мамонова : «Зубы нужно есть», «Кактус, потрогай кактус, как нас немного, как нас…»
Оказавшись в зале, вспомнил как в 10 классе на занятиях по актёрскому мастерству преподаватель учил нас внимательно слово за словом, слой за слоем вчитываться в литературное произведение на примере рассказа Чехова. Спустя почти четверть века подобный урок нам преподнес Мамонов, глубоко погрузив во всем известную и давно в общем-то забытую книжку. И она ожила и предстала в неожиданном свете.
«Милашки» Пончик и Сиропчик высвеченные сквозь призму пороков, зверский образ рассудительного доктора Пилюлькина. И главный герой – отчаянный искатель, фрик и лузер с запредельным уровнем искренности.
Противостояние как в песне Галича:
И все-таки я, рискуя прослыть
Шутом, дураком, паяцем,
И ночью, и днем твержу об одном —
Не надо, люди, бояться!
А бояться-то надо только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
Гоните его! Не верьте ему!
Он врет! Он не знает — как надо!
Наконец мы услышали «Звуки Му» вживую. Новый состав – редкий образец музыкального лаконизма и пластического единства. Ребята годятся Петру Николаевичу во внуки – смело! Фантастическая ритм-секция; барабанщик-армянин. Электронщик с ногами на столе подобен айтишнику за работой, на фронтмена и взгляда ни разу не поднял. Мультиинструменталист справа по борту залезает под рояль и застывает. Сам Мамонов – гений одного аккорда! На фоне тягучих, монотонных рифов разворачивается целая панорама образов, раскручивается бесконечная спираль.
Сидели на первом ряду, стараясь не упустить ни одной детали. Но после концерта с удивлением выяснили, что и я и две мои знакомые дважды засыпали! (а может впадали в транс?)!
Суммируя впечатления: свобода, харизма, катарсис! Ждём премьеру фильма «Иерей-сан»!
Мамонов уникален. Он не музыкант – и музыкант. Не поэт – и поэт. Не актер — потому что не играет никого, кроме себя самого – и в то же время Великий Актер. Я бы даже сказала не актёр, а актор.
Сценография происходящего на сцене Концертного зала была выше всех похвал: ни одного фальшивого движения, ни одной ненужной паузы, ни одной лишней позы. Плюс драйв очень качественного живого звука.
Плюс игра синего холодного света и черной пустоты небытия открытой до самого конца, до бетона, сцены – как души перед смертью. Он играет на грани – и грань эта была видна.
Мамонова можно ругать, презирать, не любить, не понимать – что угодно. Одного нельзя – не признавать, что это и есть Искусство с большой буквы.
Мне понравилось не все – хотя сама идея чтения наизусть (наизусть!) огромного куска прозы (прозы!) – это просто подвиг какой-то.
Что не понравилось – скажу: отсутствие катарсиса. Финала. Все провалилось в какую-то черную черноту с гуслями на шее. Но, может, это я чего-то не понимаю в жизни? Может просто рано?
Во всяком случае мне тут же захотелось посмотреть еще раз фильм «Остров». И теперь я обязательно пойду на тот шедевр, над которым «три раза плакал Боря Гребенщиков». Не помню названия. Но там еще Охлобыстин – такой же странный и такой же настоящий.
Фото: Лидия Черенкова, Александр Романович, архив паба «Сто ручьев». Видео — Сергей Сафонов.