Едва освобождённый Воронеж – в работах военного художника и описании очевидца

Виды города, от которого остались одни руины, нарисовал Владимир Богаткин, а рассказал об увиденном артиллерист Николай Дмитриев.

25 января смешанные чувства овладевают воронежцами. С одной стороны – это день освобождения любимого города, с другой, страшно думать о том, какой ценой оно далось. Страшно смотреть на руины, которые остались от той особой, провинциальной красоты, которая здесь была до войны…

Советский художник Владимир Валерьянович Богаткин рисовал войну во всех её проявлениях с первых дней. Под пулями и снарядами фиксировал баталии и работу тыла, бывал в самых разных уголках Советского союза до того, как их исказили сражения, во время боевых действий и после них.

В Воронеж мастер попал в 1943 году, сразу после его освобождения. Город лежал, но он не был павшим.

Владимир Валерьянович Богаткин 1922 года рождения — график, книжный иллюстратор. Член Союза художников СССР с 1945 года. Родился в Москве.
  С 1944 г. работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова, посвятив свое творчество отображению жизни Советской Армии. На основе созданных в годы Великой Отечественной войны зарисовок исполнил серию литографий на разные темы.  Скончался в 1971 году.

Один из участников сражений за Воронеж командир орудия 1178 артполка Николай Дмитриев написал, каким увидел Воронеж, когда только-только из него выбили фашистскую свору. 26-летний артиллерист, к тому времени уже Герой Советского Союза (уроженец Оренбургской области) пишет:

— Перед тем, как сняться с позиций, я долго смотрел на горящий Воронеж. Сердце обливалось кровью. Особенно сильно полыхали крупные здания. Их фашисты взрывали и жгли перед своим бегством. Когда наша батарея втянулась в городские кварталы, мы двигались по проспекту Революции и не встретили ни одной живой души… город был мёртв. Всюду горы развалин и чёрные остовы домов…

Так мы и прошли на запад по безжизненному городу. Но на сердце было не только горько, а и радостно: ведь мы выстояли и теперь погнали фашистов за Дон. А в город скоро вернуться воронежцы и поднимут его из руин.

Подвиг и гибель «Девицких орлят» – как школьники боролись с фашистами под Воронежем

Историю гибели героя-воронежца Кости Стрелюка описал заместитель легендарного Ковпака

Вернут ли имя воронежца проспекту в Киеве – история военного гения