22 апреля, 2020
Жизнь без удивительных приключений бездомных в приютах Воронежа
В столице Черноземья есть несколько мест, куда человек, оказавшийся на улице, может попроситься жить. Что происходит в таких домах?
«А я бычок подниму — горький дым затяну
Люк открою — полезу домой
Не жалейте меня, я прекрасно живу
Только кушать охота порой…»
(гр. «Сектор газа»)
Вторая строка в этом четверостишье давно не актуальна для тех, кто в силу разных обстоятельств потерял кров, семью и вообще связь с кем-то из близких, кто мог бы помочь. С 2009 года в Воронеже действует региональная благотворительная общественная организация «Рассвет», которая создала несколько приютов для бездомных. В них нуждающийся человек может получить помощь в виде проживания, питания, одежды, медицинской, юридической и иной помощи.
О том, как удаётся поддерживать тех, кто попал в подвешенное состояние, кто оказался на улице, но не против социализации, к кому нужен особый подход, рассказал директор «Рассвета» Виактор Аанатольевич Кочнев…
В самом начале разговора давайте уточним, корректно ли называть бездомных бомжами и маргиналами?
— Мы стараемся не использовать таких определений, так как они имеют отрицательный налёт. «Бездомные» — более нейтрально, мы применяем этот термин.
— Как вы думаете, сколько людей с таким статусом сейчас находится в нашем миллионном городе?
Мы можем только предполагать эту цифру. По нашему ощущению таких людей в Воронеже около 600. Может, чуть больше.
Для сравнения, в Нью-Йорке и Лос-Анжелесе находится примерно по 50 тысяч бездомных. А самая большая колония таких людей в Маниле (Филиппины). Детей без дома там несметные полчища, их пересчитать невозможно (прим. ред.).
Администрация Воронежа помогает социализироваться таким людям, какую помощь предлагает?
— О конкретных действиях, направленных на бездомных напрямую, говорить не могу, но есть помощь нашей организации. Периодически, ВРБОО «РАССВЕТ» получает финансовую поддержку в виде субсидии, вовлечена медицина.
——————————————————
В 2016 году городские власти передали организации в безвозмездное пользование помещение в центре города, на базе которого заработало некоммерческое городское пространство «Центр социальных инициатив» — независимая социально-культурная площадка для гражданских активистов, представителей различных сообществ, движений и проектов.
В 2017 году при поддержке Фонда президентских грантов успешно запущен гуманитарный проект «Добрый склад». Проект выступает благотворительным складом-распределителем, который оперативно сортирует принесённую людьми одежду и распределяет её между некоммерческими организациями (фондами), приютами для бездомных людей и организовывает прямую раздачу вещей нуждающимся.
———————————————————
Расскажите о приютах, которые уже есть в Воронеже…
— Под патронажем компании «Рассвет» действует 4 приюта. Два – в черте города и два – в пригороде. Это частные дома с разным количеством комнат и инфраструктурой. В комнатах проживает разное количество постояльцев, в зависимости от метража и спальных мест. Иногда бывает, что нужно непременно поселить человека, мы просим ребят потесниться. Как правило находим понимание.
У них есть свой распорядок: подъём и отбой, три приёма пищи, работа по хозяйству (разводим кроликов), свободное время.
Досуг сводится к самым простым вещам: общение, просмотр телевизора. Настольные игры как-то не особо пользуются успехом, а до спорта уж точно не доходит. Нужно отметить, что в наших приютах процентов 70, а то и больше, людей, которых можно назвать инвалидами. Они, может, не имеют заключающего это документа, но по факту – так оно и есть. Некоторые сломлены морально, неуравновешенны психологически.
Всего в приютах живёт 50 с лишним человек.
Сколько к вашим четырём приютам ещё нужно организовать таких мест?
— Ещё 10, а то и 15. Чтобы мы могли не просто давать им кров, но и социализировать, находить смысл в жизни. Сейчас тот, кто ушёл на улицу, может рассказать дружкам лишь то, что жить у нас приходилось в тесноте, неуютно. А если бы можно было организовать нормальное пространство, глядишь, удалось бы привлечь этих людей, отдалить от асоциального образа жизни.
Насколько бездомные люди опасны в плане передачи серьёзных болезней: СПИД, гепатит, инфекции?
— Каждый, кто хочет попасть в приют, подписывает соглашение о медицинском обследовании. Досконально проверить удаётся не всех, но при малейших симптомах – сразу в больницу. У нас есть и ВИЧ инфицированные, и с гепатитом, и даже с сифилисом, но все они соблюдают меры предосторожности, принимают лекарства, обследуются у врачей. Даже те, у кого нет документов, могут оказаться на обследовании, лечении, благо, департамент здравоохранения идёт в этом на встречу. Те, кто с ВИЧом, регулярно проходят обследование, пьют сдерживающие препараты. И абсолютно все наши бездомные два раза в год делают флюорографию. Мы сами себе не враги, стараемся эти вопросы держать на строгом контроле.
Наверняка бывают алкогольные срывы, загулы целыми приютами?
— Если и бывает, что какая-то компания загуляла, то это, как правило, на троих», не более. Дело в том, что мы «на берегу» объясняем, что несоблюдение правил проживания приравнивается к нежеланию жить в нашем общем доме. С такими людьми мы чаще всего расстаёмся. Иногда за провинности бывают наказания – лишение телевизора, к примеру. На день, два, а то и неделю.
Не устраивают ли те, кто долго прожил в ваших приютах, дедовщину? Есть ли негласные лидеры, которые могут образумить сожителей?
— У нас есть люди, которые заселились 7-8 лет назад. Но это не значит, что они всё время прожили на одном месте. Многие приходят под кров лишь в холодное время года, а с потеплением отправляются на вольные хлеба. Уже к майским праздникам кто-то уйдёт в поисках весёлой жизни.
А лидеры в домах обнаруживаются не по времени проживания – по другим критериям. Нужно отметить, что процентов 70 наших подопечных имеют судимости. Это накладывает отпечаток. Ну а в общем, всё само собой решается. Но при этом лидеры, вожаки есть, а дедовщины нет. За это сразу – вылет из приюта.
Есть проблемы с разнополыми постояльцами?
— Контингент у нас возрастной, с проблемами по здоровью, поэтому итальянских страстей обычно нет. Если в чём-то подобном, кто-то будет уличён, для него это прямая дорога на улицу. Женщины живут в отдельных комнатах.
На нашем телеграм-канале «ОпросыОтветы» подписчики уже высказываются по поводу того, как они относятся к бездомным. Увидеть результаты, ответить и обсудить тему можно ПО ССЫЛКЕ.
Заглавное фото – Влад Максимов.