Про матч «Факел» — «Спартак» 5 августа 2000 года…

Большой переполох, прилетевший эхом из 90-х…

В Воронеж из Старого Оскола мы выдвинулись человек в 12-13, хотели уехать на «собаке» (она шла как-то там очень замудрёно, чуть ли не 8 часов через Валуйки), но по какой-то причине не срослось. А мы то уже собрались в путь, не расходиться же!

Встали практически посредине города останавливать маршрутки и просить отвезти в Воронеж. Все водилы, конечно, в ужасе отказывались (время уже было часов 11 вечера), а в одной Газельке рядом с шофёром оказался мой одногруппник по технарю – просто катался с ним. Удалось уговорить развезти людей и после конечной остановки приехать за нами. Так мы фантастическим образом и умчали. Помнится, модная тогда «Гали-гали, паратрупер» прозвучала по дороге раз сто.

В Воронеж приехали около 2-3 ночи, и едва-едва пошатавшись по городу, были приняты. Милиции в городе было видимо-невидимо, нас тупо окружили и отвезли к стадиону. Точнее, прямо на территорию. Сказали, что спать будем на гостевой трибуне. Да-да, прямо под открытым небом, на лавочках. Без туалета и воды.

Я поехал в тот раз со своей девушкой, брат решил показать, что такое выезд, жене. Нормально они так попали на ночную экскурсию по главной спортивной арене Черноземья. Звучит же?

Ну а что, переночевали. Утром погуляли по городу и решили перекусить кефиром, батоном да колбаской в «Орлёнке». Сели в уголке где-то, и тут подходит охранник и говорит, что из-за наших спартаковских шарфов у воронежцев может испортиться настроение и начаться нервный тик, поэтому нужно покинуть территорию парка. Естественно, мы повозмущались, мол, какое вы имеете право, мы ничего не нарушаем (напомню, мы с двумя девушками, сидим спокойно), но тут же прибыло подкрепление. Пришлось свалить.

А чуть позже у Брно произошло это… Мы об ЭТОМ услышали, в очередной раз пообщавшись с доблестными мен… милиционерами. Дело в том, что билеты на гостевой сектор не продавали до упора, и то ли майор, то ли «подпол» сказал, что сейчас их начнут продавать на Чайковского. Мы туда послушно и опрометчиво отправились, а там тысячи полторы человек фанатья окружил ОМОН с весьма люто гавкающими собаками и опять буквально вдавили на территорию стадиона. Это было часа за три до матча. И опять без еды и воды.

Девчонки наши, конечно, охреневали: это у вас каждый раз так что ли?! А я к тому времени уже поездил кое-где, был на золотых матчах в Питере, Волгограде, но с таким не сталкивался. Не говорю, это просто для вас «Шоу Трумена».

А в это время…

У гостиницы Брно падала, как подкошенная, огромная бутылка кока-колы. Практически памятник буржуазии.

Накануне я поговорил о тех событиях с одним из старейших лидеров спартаковского движа, руководителем Горячей линии болельщиков FansHotline24 Олегом Семёновым (Мосфильм)…

Олег, что произошло 5 августа 2000 года у гостиницы «Брно»?

— Несколько сотен человек пришло к отелю, чтобы напутствовать команду на предстоящую игру. Причём, жёстко напутствовать, так как в четырёх предыдущих играх «Спартак» трижды проиграл. Все были на взводе. И тут случается такое, что какой-то местный то ли олигарх, то ли бандос, захотел проехать или припарковаться на джипе там, где стояла толпа. Когда не вышло, вышел и решил быкануть. Ожидаемо получил по щам, за него выбежала заступаться охрана клуба «Фламинго», и понеслась. Прибежала милиция. А дело в том, что кто-то из хулиганов и приехал в Воронеж мстить милиции за то, что ранее на хоккейном матче «погоны» очень жёстко, по беспределу избили болельщиков красно-белых. Так, что один из приезжих парней уехал домой со сломанной спиной. В те годы обе стороны вели себя в таком ключе.

Обязательно отмечу, что менты, по-другому их не назовёшь, отличались в те годы не просто жёсткими действиями, но и узаконенным грабежом. Просто, к примеру, внаглую говорили любому болельщику, что он пьяный, зная, что человек, проехав тысячу-другую километров ради матча и отдаст любые деньги, чтобы попасть на футбол. Забирали из карманов деньги, ценные предметы. Могли перед входом сказать: складывайте вещи сюда в кучу (камер хранения почти нигде не было), после матча заберёте. А после матча ты не мог найти ремень, или могли бляху просто внаглую скрутить, кто-то не находил вообще всего своего рюкзака… На требования вернуть вещи люди, естественно, в лучшем случае получали послание пойти подальше, в худшем – по спине дубинкой.

От автора: я нашёл отчёт Олега Мосфильма о том выезде в Воронеж, который он написал на сайте ВВ через два дня после приезда в Москву. Там есть такое:

Про поборы вовремя досмотра перед стадио подробно рассказывать или не надо? ОК, коротенько:
— убедить пьяного прапорщика, что предъявленный ему паспорт с московской пропиской МОЙ и, следовательно, иметь ПРАВО пройти на стадио = 50 рэ;
— убедить пьяного УЖЕ лейтенанта остаться с ремнём на штанах (перед сектором заставляли снимать и кидать в «общую» кучу) = 50 рэ;

Такие были времена. Для сравнения, биле на матч стоил 10 рублей.

Ну а у «Брно» распрямилась пружина беспредела с обеих сторон. Фанаты бежали на милицию, от здания нынешнего облпаравительства несколько полицейских стреляли из сквера в воздух из автоматов и пистолетов (об этом позже напишут Романцев и Ярцев), творилось неизвестно что…

Тут ещё одно авторское отступление. В те времена в стране, да и в Европе в фанатской среде очень мощно звучал клич «Don’t stop, hooligans», и на выезды за топовыми клубами ездило огромное количество людей, которые вообще ни одного игрока не знали, футбол им был не интересен. Они ездили, в основном, в относительно близкие к Москве города, чтобы устроить маленький адок в городе и на трибунах, желательно, с противостоянием с милицией. «Твори бардак, мы здесь проездом» появилось именно тогда.

К примеру, в Раменском что-то возникало всегда. Воронеж тоже оказался в списке удобных для приезда именно околофутбольных движений. Там были и футбольные, и нефутбольные хулиганы, которым было не так важно, как сыграет команда. И к гостинице с футболистами пришли все, так как другого кипиша, вроде как не намечалось…

Больше вам скажу, я лично и мои друзья, когда мы уже во время матча стояли и «заряжали» на гостевом фанатском секторе в поддержку команды, получали от внушительных по численности и контингенту групп окрики, вроде: «Замолчите вы со своим «Спартаком», достали уже!». Это о многом говорит…

Не ради отмазывания спартаковского движа, тоже хороши, конечно, но факторы участия провокаторов, особенности времени – сработало всё. И срабатывало не раз во многих местах в 90-х и начале 2000-х. 

Для нас, парней из провинции всё это было далеко и даже жутковато. Что тут говорить, если в то время, как в столице проходили жесткие рубки «мясаа», «коней», динамиков», мы вдовём с другом по дороге в Волгоград на золотой матч в 1997 году встретили на вокзале молодых фанатов ЦСКА (они играли матч в Воронеже) и приготовились к «встрече», но, услышав просьбу «помочь с хавчиком», накормили и напоили парней прямо тут же, на парапете, да ещё и сделали совместное фото…

Во время матча на «фанатке» было, конечно, тоже, мягко говоря, шумно. Я никак не мог понять, как хулиганы пронесли столько пиротехники и петард, если у меня на входе нашли В НОСКАХ, ПОД ПАЛЬЦАМИ НОГ батарейки (теперь поняли, почему они пальчиковые?) от фотоаппарата?! Как же можно было пронести заряды, величиной почти с два кулака?

Потом мне кто-то рассказал, что весь арсенал был занесён на трибуну, когда милиция устраивала там нас на ночлег. Все бомбочки и файеры просто приклеили скотчем к низу сидений до начала матча. Просто фантастическая смекалка!

Мосфильм поясняет:

— Тут, конечно, помогло рвение самих стражей порядка, а в других городах приходилось по ночам пробираться на стадион и делать тоже самое украдкой. Ведь камер и столько охраны ещё не было. А. ну и иногда подкупались сотрудники клиннинговой компании, которые под видом моющих средств проносили на трибуны то, что им передавали фанаты. Теперь такие методы не используются. Ну и в общем, слава Богу, сейчас всё по-другому. И полиция так себя не ведёт, и люди другие, да и телефоны теперь у всех есть, если вы понимаете, о чём я…

В тот вечер был даже страшновато. Мы – провинциалы, понять не могли, как человек встаёт, видит, что его тут же взял «в прицел» видеооператор ОМОНа, а он прикуривает «заряд» от сигареты и тут же отправляет его на беговую дорожку. Хотя, я и сейчас это не очень-то понимаю…

После того, как трибуна превратилась в жерло вулкана и на нас развернули пожарку с брандспойтом и начали нагнетать давление, все ломанулись наверх трибуны, попутно снимая некоторые вещи, чтобы потом их можно было надеть сухими хотя бы на девчонок. Но водные процедуры так и не состоялись…

А легендарная победа «Факела» состоялась.

Интересно, что губернатор Воронежской области Шабанов в перерыве матча на весь стадион в микрофон заявил, что если воронежцы выиграют, то из высшей лиги не вылетят! В итоге выиграли, потом, возможно, на волне э\йфории, проиграли несколько важных матчей, но смогли собраться и в элитном дивизионе остаться смогли. 

А мы кое-как, с огромными приключениями добирались мелкими группами автостопом до дома всю ночь.

Кстати, одна из участвующих в тех событиях девушек теперь с ужасом слышит слово «футбол», а вторая просит найти билет на предстоящий матч…

P.S. Действительно, здорово, что те озлобленные, жёсткие времена прошли, и на трибуны можно ходить, не опасаясь абсолютно ничего. Тем более сложно в этом контексте понять, зачем в этой плюшевой обстановке вводить Fan ID…

Много интересного о воронежском футболе (не Факелом единым живёт город) читайте в нашем телеграм-канале Мукунку & Friends

Заглавное фото — сайт спартаковских болельщиков ВВ, в материале —fcfv.ru