22 марта, 2019
Как в Воронеже ходили в кино в послевоенные годы
Александр Березянский – дитя послевоенного времени всегда охотно делится с нами своими воспоминаниями о том, как проходили тяжёлые, но душевные 50-60-е года. В этот раз он рассказал о том, как воронежцы ходили в кино в середине прошлого века. С боями покупали билеты, с воображаемыми шашками вместе с Чапаем били белых, одевались, как на самый главный день в жизни…
Меня попросили написать воспоминания из детского времени о нашем воронежском кино. Рассказать о тех мелочах, с которыми мы там сталкивались, поведать истории, которые так и остались в тех детских воспоминаниях.
Речь пойдёт о пятидесятых-шестидесятых годах. Потом, когда многое переносилось на телевидение, походов в кино становилось все меньше и меньше: Работа, прочие заботы, вместе с этим всё как-то уходило само собой. И кино – в том числе. А в детстве это было именно сказочно.
Ленин и тот говорил, что кино – есть одно из важнейших искусств для народа. И этот лозунг висел чуть ли не во всех местах, где были белотканные и простенькие экранчики. На них и выплескивалась там самая сказка под названием «кино».
Мое первое знакомство с кино состоялось, когда мы жили на улице Республиканской. Там я родился, там же и начиналось и это знакомство.
Рядом с нами был Бринкманский сад, и в нем построили клуб глухонемых, снесенный сегодняшним временем. Там, в этом клубе, был довольно-таки вместительный зал, где, конечно, в основном старались показывать фильмы с субтитрами.
Фильмы показывались уже прошедшие по экранам города, но для нас и старое – как новое! Ведь тогда фильмы и просматривались по много раз.
Порой дома звучало: «Пойди ка, посмотри, что там сегодня в «Бринкмане». И я опрометью бежал и, прочитав у центрального входа вечерний репертуар, шел докладывать родителям. Обычно было по два сеанса: в 19 и 21 час. Но на 21 час детей уже не пускали, и как же обидно было, когда внизу афиши я читал «Детям до 16 лет…» – ну, вы поняли.
Вспоминаются случаи, когда в тот же «Спартак», приходя на фильм со страшными добавками «детям до», бередила одна мысль: пустит тетка, стоявшая у дверей, внутрь или нет?! И если не пускала, то уже на улице я пускал слезы и с кем-то одним из родителей возвращался домой.
Но продолжу про клуб глухонемых. Вспоминается, как мы пацаны пяти-семи лет стояли недалеко от кассы, которая была с улицы, вернее у окошка, и клянчили у дядек и тётек по две или по одной копейке, чтобы набрать вожделенные 10 копеек. Именно столько стоил детский билет. Набрав эту сумму, можно было пойти посмотреть, может, в первый, а, может, и в десятый раз, какой-то фильм.
А что тогда было еще из техники, вещающей из «другого мира»? Громкоговоритель – тот самый черный лопух. А если кто-то мог позволить, были и радиолы, где, покрутив ручкой, можно было поймать знакомую волну или даже другие – неизвестные тебе станции.
У нас в семье первый телевизор под названием КВН-49. С махоньким экраном. Появился он в нашем доме в 1956 году – собрал друг отца. Тогда же вся уличная мальчишеская ватага собиралась у этого экрана, приходили на просмотр и взрослые соседи.
Помню как однажды родители пошли без нас в кино и сказали, что идут смотреть фильм «За витриной универмага». Я долго размышлял и представить не мог: ну, как можно смотреть кино за витриной какого-то универмага. Прокручивал все магазины, все варианты, но так и не нашел ответа, где в них можно сидеть и смотреть. И сейчас часто просматривая этот прекрасный фильм, всегда с улыбкой и добрыми чувствами вспоминаю те давние годы.
Меня иногда спрашивают: «А вы помните, на какой фильм больше всего народа шло?» – и сразу же, не задумываясь, отвечаю: «Человек-амфибия». Вот, где был ужас получения билетика!
Этот фильм демонстрировался в «Спартаке», и тот кассовый маленький зальчик напоминал улей набитый зимней спячкой. Для регуляции потока присылалась парочка милиционеров, которые, конечно, не могли справиться с таким потоком. Некоторых дамочек просто выносили без чувств.
Представьте, три кассы, где одна – предварительной продажи билетов. Но люди-то идут чтобы попасть на текущий сеанс. И вот стоят три очереди, которые протянулись аж до самого Утюжка… Помимо этих очередей создавалась толпа мужиков, которые и создавали толкотню у касс. Мало того, они раскачивали эту массу, и тебя клонило то туда, то сюда, а то и просто поднажмали с такой силой, что очереди просто превращались в бесформенное новообразование.
Вот в такую мясорубку и я попадал. И даже дойдя до кассы, еще нужно было умудриться взять эти билеты. А как, когда руки сдавлены, так что не вдохнуть и не выдохнуть?! Честно признаюсь, сдавиливали так, что казалось, сейчас упаду, хотя и упасть не смог бы.
Кассовый зал – это была настоящая душегубка. И если ты занял очередь где-то на проспекте, то в лучшем случае мог купить билет часа эдак через 4, а то и через 6. Вот так давались эти походы. Ну, а уж лишний билетик могли просить и у самой Комиссаржевской. Вот такой это был фильм – «Человек амфибия».
И в театр, и в кино в те времена одевались особо. Правда, в кино зимой часто не снимали верхней одежды. А если в зале было жарко, одежду брали в руки.
На яркие события реагировали особо. Когда впервые появились индийские фильмы, такие как «Человек 420», «Бродяга», практически весь зал всхлипывал, а бывало раздавались и настоящие рыдания. Такая реакция на сюжет, сейчас выглядят смешно, а тогда все было по-настоящему.
Фильмы о войне, где наши неожиданно и ниоткуда появлялись и шли в атаку, хлопки, одобрения, крики «ура!» – дело обычное. Тот же Чапаев, когда у Анки кончились патроны, и вдруг появилась конница с Василием Ивановичем во главе, да еще и под такую «бурную» музыку, в зале во всю кричали все до единого «ура! ура!»…
И снова, и снова я возвращаюсь к воспоминаниям нашего Бринкманского сада. До начала сеанса мы приходили загодя и наблюдали, как в фойе отдыхали те, для которых и существовал этот клуб – глухонемые.
Им устраивали танцы, а раз они музыки слышать не могли, то висело световое табло, где они могли прочитать «Танго», «Вальс», «Фокстрот»… Вот так они и кружили, не слыша ни одной ноты.
А вы знаете, однажды я даже на съемках фильма побывал! Правда, в Ленинграде, еще в 1962 году. Моя родная тетушка работала на Ленфильме, входила в съемочные группы, и как-то, когда я приехал к ней в гости, позвала меня на Кировские острова – на съемку фильма «Порожний рейс».
Именно там в летнюю жару и снимался эпизод, где главные герои застряли в пургу в степи и согревались, разобрав для костра кузов авто.
Там я и познакомился со знаменитым Шуриком – Александром Демьяненко и всеобщим любимцем Георгием Юматовым. Каждый раз просматривая этот эпизод говорю себе: «А здесь сзади камеры и я стоял». Это был 1962 год, и мне – 16 лет.
Сейчас, когда у всех – компьютеры, планшеты и смартфоны, вы себе даже представить не можете, чем для нас тогда было это кино, эти сказки с экрана. Через них мы постигали новое, узнавали, чем жил мир за нашей улицей, городом, страной. С этими фильмами мы росли и вступали в жизнь.
Автор текста — Александр Березянский. Подбор фото — Владимир Елецких.
Друзья, еще один интересный наш земляк Владимир Елецких, который неоднократно писал для журнала «Глаза» интереснейшие истории о Воронеже и его славных людях, предлагает окунуться в воспоминания, покопаться в фотоальбомах родителей и более старших предков, поучаствовать в поиске интересных фактов и фото о делах давно минувших дней.
Читайте так же: Послевоенная футбольная лихорадка в Воронеже
Другие материалы Александра Березянского вы сможете увидеть в его интереснейшем Живом Журнале