29 июня, 2015
Аномаленькое приключение в Желтояре
Врач-анестезиолог из Воронежской больницы скорой медицинской помощи Денис Савуков отправился в одну из самых известных российских аномальных зон, чтобы проверить, есть ли в Желтояре что-то особенное… И увидел там картинки, природу которых объяснить не смог.
Есть места на карте, на которые вы смотрите и понимаете: «Я должен тут побывать». Это совсем не обязательно Лазурный берег и Гоа. Вам просто может симпатизировать название.
Но бывает абсолютно другое. Вы несколько раз мысленно возвращаетесь к одному и тому же месту. Пытаетесь себя в этом месте. Придумываете обстоятельства, при которых туда попали. Но все это получается с большим трудом, и вы заранее чувствуете всю «искусственность» этих фантазий. Отвлекаетесь, но через какой-то промежуток времени все начинается снова. Не сомневайтесь, это ваше место. Оно вас зовёт. Оно хочет, чтобы именно вы увидели его. Эти магниты будут вас преследовать, пока вы там действительно не побываете.
У меня была такая точка – Желтояр. Слово жесткое, сухое и своей буквой «Ж» в начале – вызывающее образ осеннего желтого клинового листа с зазубринами. Это озеро «аномальная зона» в Новохопёрском районе Воронежской области.
Об этом месте читал раньше много. Где-то — на рыболовных форумах, в связи с расположением на реке Хопёр, где-то — именно о том, что касается аномальности местности. Экспедиций в эту местность было не так уж мало, информации в интернете предостаточно.
Считается, что Желтояр находится на месте пересечения двух геологических разломов, что способствует наложению одного временного периода на другой и возникновению других чудес.
Тут, чаще, чем в других местах, происходят автомобильные аварии, пилотам самолетов трудно управлять летающими машинами — как говорят некоторые очевидцы, самолеты преследуют светящиеся шары, которые ведут себя разумно. Они просто летят рядом, не пытаясь приблизиться. Шары как будто наблюдают за самолетами. Связывают это с электромагнитными полями и с их взаимодействиями друг с другом.
Я отнюдь не любитель «настоящего мистического» и уж точно не ярый поклонник баек об НЛО, которыми наше ТВ так активно отвлекает домосидящую часть населения от всего остального.
Но отрицать то, чего ты просто не можешь доказать или опровергнуть глупо. Лучше назвать это просто фразой «Всё возможно».
Я бывал в нескольких аномальных зонах – Молёбский треугольник, Верхотурье, Плещеево озеро.
В Молёбском треугольнике очутился, скорее, случайно. Я тогда проживал в Свердловской области и с хорошими знакомыми частенько выезжал на рыбалку за пределы области. Вот так и оказались на речушке Сылва. Место мрачноватое, скажу я вам. Но ни с чем аномальным я тогда не столкнулся. Просто запомнилось некое ощущение внутри себя… ощущение, что ты тут не один.
В Верхотурье был неоднократно, сначала – просто «посмотреть», а через некоторое время уже «тянуло». На тот момент возникло множество проблем: и личных, и на работе, всё очень запуталось. И всё чаще хотелось приехать именно туда. Верхотурье было чуть ли не единственным местом, где я начинал чувствовать себя уверенно.
На Плещеевом озере был несколько лет тому назад. Пожалуй, самая «лёгкая» ,по ощущениям, аномальная зона. Не оставляет психологического «послевкусия» пребывания в ней. Чем-то схожа с ощущением после игры в шахматы – мозговое кровообращение улучшается, рассуждения становятся более ясными и четкими, мышление – логичным.
С «аномальными проявлениями» сталкивался только в Верхотурье, да и то какое-то время прогонял от себя эти мысли, пытаясь всему найти разумное объяснение. Пока однажды случайно не прочёл о том, что подобные вещи видел в своей жизни не только я. И прочел не в учебнике по психиатрии или в каком-нибудь «Вестнике уфологии» районного масштаба. Встретил лет через семь в одной довольно известной летописи. Один в один. Можете представить моё удивление. Об увиденном решил молчать тогда, промолчу и сейчас.
Есть вещи, о которых говорить вслух не нужно – они только для тебя, только твои. Сродни некоему «волшебному артефакту», который ты достаёшь из сумки только когда совсем туго, когда не можешь справиться «обычными» способами, не видишь решение. Могу сказать одно: увиденное там довольно сильно повлияло на мои представления о религии. Нет, я не стал глубоко верующим или же наоборот — атеистом. Просто посмотрел на это с абсолютно другой стороны, о которой я даже не думал.
И вот только сейчас, сев писать эту статью, понял, что общего между всеми этими визитами. Я попадал туда в свои «переломные» моменты жизни. Моменты, когда какой-то важный этап моего бытия подходил к концу, и мне необходимо было принять решение. Желтояр не явился исключением.
Сколько раз я смотрел на эту точку на карте, всё время отодвигал в сторону эту мысль. Но настал момент и понял – еду!
У Кастанеды я очень хорошо запомнил один эпизод. Момент, когда дон Хуан заставляет своего ученика найти «своё пятно» на террасе дом. Я сам неоднократно искал в жизни эти «пятна». Удачно и не очень. Они бывают большими – размером с город. А бывают совсем компактным, как угол в квартире или кресло в нём.
Но они точно есть. И вот, в эти «непонятные моменты жизни» такими пятнами становились, вдруг, места, о которых и идет сейчас речь. Ты в очередной раз просто смотришь на карту и начинаешь физически ощущать, что тебе нужно именно туда, совершенно необъяснимо, по-животному, чувствуя это.
Сборы были недолгими. От момента решения до осуществления прошла всего одна неделя с несколькими суточными дежурствами в больнице.
На момент принятия решения было желание ехать одному. Вернее, с любимым псом. Но внезапно пришла идея «забросить удочку» на фейсбук. И знаете что? Так же неожиданно нашлись люди, которые готовы были идти в поход со мной. С кем-то был знаком лично, с кем-то беседовал в сети на совершенно далёкие от «зон» темы, кто-то – пришёл именно на это приглашение и настоял на своем участии в поездке. В результате образовалась небольшая группа, в составе которой мы и выдвинулись в Желтояр, разместившись в двух машинах.
Дорога заняла неспешных три часа с остановками. Один раз сбились с маршрута, несколько позже закапризничала машина. И я уже готов был принять данные обстоятельства, как знак «НЕ НАДО!». Повторю, я отнюдь не мистик. И суеверен более, чем в меру. Но бывают ситуации, заставляющие тебя задуматься над происходящим вокруг и впредь относиться к этому с большим вниманием.
Лично у меня такая ситуация произошла на Урале. Я должен был проехать чуть более 300 километров по трассе Серов – Екатеринбург. Выезд был намечен на утро, но, по стечению обстоятельств выбраться получилось только днём. И обстоятельства эти, как я сейчас понимаю, были отнюдь не случайностью. Сначала уже в пути выяснилось, что я забыл водительские документы, потом – вспомнили о других нужных вещах, которые якорем остались дома. Оба раза пришлось возвращаться. Подъехав к нужному месту, увидели, что выезд из города просто-напросто перекрыт милицией – проходила какая-то спецоперация.
Окольными путями выезд из города был найден, и следующий час езды по трассе прошел гладко. Через указанный час, в месте ремонта дороги, я обогнал, сейчас помню прекрасно, тёмно-вишнёвую «Ниву». И через каких-то две минуты меня уже активно «крутило» по асфальту.
В результате – полёт с нескольких метров высоты в кювет, удар «носом» автомобиля с последующими несколькими переворотами через крышу. Так вот. Именно в том месте, куда я вылетел, в кювете была навалена куча веток. Понимаете? Эта куча была размером три на три метра, не больше. Но угодил я именно в неё. Взвесьте шансы на такое попадание. Это была единственная такая куча на километры!
Но, думаете, это всё? Нет! «Нива», которую я так старательно обогнал, оказалась машиной МЧС. Все службы, включая «Скорую» (у меня был перелом позвоночника), вызванные по рации, были на месте уже через 10 минут. Ну, что, много «случайностей»? Опять отвечу словом «возможно». Но больше, согласитесь, вся ситуация смахивает на поведение мудрых родителей подростка: если уж невозможно ребёнка убедить не идти в заведомо нехорошее место, нужно отпустить и проконтролировать тихонько «из-за угла», чтоб успеть помочь в нужный момент. Помочь, потом спросив: «Теперь понял, почему запрещали?»
Возвращаясь к рассказу, скажу, что, в какой-то момент, именно так мной поломка машины и была расценена. Но совместно было принято решение продолжать путь.
Проехав Новохопёрск – маленький провинциальный город Воронежской области, и переехав через мост сам Хопёр, мы свернули в сторону «зоны». Дорога лежала через пересеченную местность, включая лес. В какой-то момент решили остановиться и прогуляться пешком, с целью разведки – насколько возможно проехать дальше на автомобилях.
Если честно, увидеть ТАКУЮ природу я просто не ожидал. Опушки в ярко-зелёной «шёлковой» траве по пояс, огромные дубы, которым минимум лет по 100, цветущее разнотравие. Было полное ощущение, что мы на запретной территории какого-то заповедника. В местах, доступных людям, так просто не бывает.
Появились и первые «странности». Вы представляете себе дерево, толщиной в два обхвата, изогнутое дугой и растущее вниз головой?
Примерно через полчаса мы вышли к берегу Хопра. И опять – картинка не совсем обычная: во всей этой тишине, во всей этой нетронутости природы, на обрыве над Хопром – маленькая аккуратная беседка. В ней – два неспешно беседующих человека. Подошли ближе. И вот опять Вы имеете право сказать «совпадение». А я опять скажу – «возможно».
Один из людей, мужчина лет 55-60, представился нам Сергеем. Беседовал охотно, смотрел на нас, как на детей, первый раз пришедших в новый детский сад. И Сергей оказался не кем-нибудь, а участником экспедиций Г.М. Силанова, человека, непосредственно изучавшего эту аномальную зону.
Рассказал Сергей нам о том, как попал к Генриху Михайловичу, повредив случайно винт мотора своей лодки о трос, растянутый участниками экспедиции, и о «полях памяти», которые позволяли зафиксировать на фото события разной давности, происходившие на месте съёмки.
Например, в экспедиции была девушка, которая покинула данное место буквально за 3-4 дня до фото. На снимке отразилось, как она укладывает свои вещи в рюкзак.
На других фото был стол над рекой, который, по рассказам местных жителей, был построен ими именно на этом месте более десятка лет назад и разрушился с течением времени. Появлялась вдруг на фото и пасека, которая, как тоже выяснилось впоследствии, тоже располагалась в месте съёмки несколько лет тому назад (пасечник с ульями переезжал с места на место и за 5 лет до фото, на пару месяцев останавливался тут).
В результате Сергей подробно рассказал, как добраться до нужного нам места – в заранее выбранную точку. Туда, где и располагался раньше лагерь экспедиции, и проводились исследования.
На обратном пути к машинам, пробираясь через опушки и тишину, Андрей, один из участников нашей поездки, достал варган… и вот тут я первый раз за поездку почувствовал «мурашки по спине» от сочетания звуков и окружающего вида.
Меньше, чем через час мы уже выбирали место для стоянки на берегу озера Желтояр.
Решили остановиться в хвойном лесу, на обрыве, возвышающемся прямо над озером. Палатки поставили входом к озеру, поэтому, проснувшись утром и открыв вход в палатку, можно было увидеть то, что останется в памяти если не навсегда, то надолго . Вид был просто потрясающий! Но мы забегаем вперёд…
Первое, что показалось необычным – форма стволов некоторых сосен. Они были изогнуты, чем-то напоминая форму арфы. Таких сосен я не видел ни разу, даже на Урале.
«Лагерные» обязанности были распределены быстро, и через какой-то час и ночлег уже был готов, и костер дымился вовсю, а чуть позже – румянился вовсю шашлык. Иван, еще один участник нашей группы, начал брать первые аккорды на гитаре…
Вот в такой обстановке мы, сначала, встретили закат над озером, а потом – уже и опустившуюся на лес и наш лагерь темноту.
Ночью решено было сделать несколько вылазок в лес, подальше от костра. Около часа ночи, вооружившись фотоаппаратами, фонарями и рацией для связи с лагерем, выдвинулись. Прогулка по такому лесу, даже ночью – одно удовольствие. Звуковая гамма сменилась на «ночную», луна была почти полная и неплохо освещала местность, но вот тревоги, похоже, никто не чувствовал. В какой-то момент вышедшая группа (как это бывает во всех мало-мальски известных фильмах ужасов) разделилась. Я взял правее, в сторону берега, и через несколько минут оказался на хорошо освещаемой лунным светом опушке.
И именно тут я увидел то, что, пожалуй, можно отнести к разряду «труднообъяснимого». Трава на опушке была довольно высокой, и над ней, не спеша, парили три «шарика», размером с пинг-понговые. При этом объекты слегка светились матовым, тёмно-зелёным светом. Они передвигались очень медленно, порядка их перемещения я не понял, скорее, он был хаотичным.
Стоя в лесу, на самом краю опушки, я начал осторожно доставать камеру из кофра. Но этого, как я думал, незаметного, движения хватило, чтоб шары сразу же переместились в дальнюю от меня часть опушки. В тот момент я их видеть, практически, перестал. Достав-таки, камеру, стал двигаться по дуге, вокруг опушки по лесу, к месту дислокации шаров. Последние метры решил вообще проползти. Но едва «шары» опять оказались в моём поле зрения, два из них экстренно метнулись в сторону леса. Потом один с такой же скоростью вернулся, полетев к третьему, на доли секунды застывшему над травой, и так же экстренно они уже рванули в направлении Хопра.
Вскочив и подбежав к обрыву над рекой, я, к сожалению, ничего уже не увидел. Все вышеописанные события вложились в считанные секунды, так что снять камерой я просто физически ничего не успел. Позвав остальных, я стоял на опушке и глупо пялился в ночное небо, переживая увиденное и ища, инстинктивно, объяснение.
И в этот момент мне предстало «необъяснимое №2» – по небу, где-то там, за рекой, над лесом, перемещался некий объект со все той же зеленоватой «подсветкой». Скорость движения была не слишком велика, навскидку, около 60 км/ч.
Но на этот раз я успел воспользоваться камерой. Фотоаппарат был заведомо переведен в режим максимальной скорости съемки.
Сама съемка происходила в контрастном свете Луны, но мне показалось, что поймать в кадр моменты перемещения удалось. Правда потом на фото увидел только блики от шара. Но при всем при этом, если первую встречу на опушке я могу запросто объяснить своей энтомологической безграмотностью (теоретически – размеры «шаров», скорость и траектория их перемещения запросто могли быть, подведены под поведение светящихся насекомых), то уж как объяснить данный объект, я правда не знаю.
Прогулка по окрестностям с фонарями в течение следующего часа никаких «трофейных моментов» не принесла, и все благополучно вернулись в лагерь, к костру.
Через некоторое время кто-то ушел по палаткам, кто-то остался спать у костра. Я спал в одной палатке со своим псом, который мне всю ночь не давал отдохнуть. Практически каждые полчаса он вскакивал, прислушивался, поскуливал. Собака «городская», на природе практически и не ночевал – удивительного мало. Но когда ты лежишь в темной палатке и не видишь окружающего – состояние возникает довольно тревожное.
Утро было солнечным, неспешный завтрак и чай из котелка – великолепны! Прогулка от озера к берегам Хопра… Красивая, стремительная река, почти, как Дон. Во второй половине дня еще один перекус, и сборы в обратную дорогу на фоне начинающегося дождя.
Во время сборов среди участников было много разговоров о том, что было бы здорово вернуться сюда еще раз. Но у меня было совершенно другое ощущение. Ощущение некоего пройденного «чек-поинта». Я думаю, что жизнь человека выстроена довольно прямолинейно, «от» и «до». Но пройти по этой прямой удаётся далеко не сразу – человек не единожды отклоняется, возвращается, просто топчется на месте. И пока ты не вернёшься именно на СВОЮ «прямую», будешь ходить кругами – не продвинешься. Пока не сделаешь пару шагов вперёд именно по ЭТОЙ дороге. Все мои ощущения сводились к возвращению вот на эту тропу. И не нужно возвращаться – в одну реку два раза не входят… Да и не нужно — какой-то этап пройден, двигаемся дальше…
По приезду домой проблема, с которой я ехал в Желтояр, решилась, сама. Всё, о чем я так много думал и так сомневался – неожиданно повернулось той стороной, которая всё «разложила по полочкам», стало простым и понятным. Место было выбрано правильно, «чек-поинт» был действительно пройден. Это действительно было «моё пятно» на тот момент. Дон Хуан был прав.
Денис Савуков
Если вам интересна эта тема, участвуйте в нашем опросе про неизведанные миры, который уже идёт в телеграм-канале «ОпросыОтветы».