Три истории о Воронеже, прикоснуться к которым ты можешь прямо сегодня!

-fTOADUdlhM
В новой подборке из серии «царь» мы расскажем о якоре с инициалами Петра Первого, который нашли в реке Воронеж, о красивейшей Ильинской церкви, в которой крестили Кольцова и о доме, судьба которого заставляет задуматься о прошлом…

Продолжаем знакомить воронежцев с историей родного края. С фактами, которых, возможно, многие из наших читателей не знали, но которые, благодаря интереснейшим рассказам краеведов, станут передаваться из уст в уста.

Что характерно, мы не стремимся говорить только о каких-то супер-сенсациях. Рассказываем и о том, что находится прямо за углом твоего дома, но ты все как-то ленился узнать историю этого места. И о неприметном, деревенском домишке, которых миллион по всей России, но судьбу этого мы случайно узнали… Если кто-то заинтересуется историей и посетит хотя бы одно из трёх мест – уже будет здорово…

1. ВСЕХ ДРУЗЕЙ – В МУЗЕЙ! 

В 1954 году, во время работ по очистке фарватера реки Воронеж, со дна был поднят громадный четырехлапый якорь.
Якорь_XVIII_векаПосле тщательной очистки от ржавчины на основании главного стержня были обнаружены надписи. Не все они сохранились в читабельном виде – время и вода сделали свое дело. Но литеры P A R читались отчетливо. Краеведы расшифровали их как «Петр Алексеевич РЕХ», то бишь «царь». Тут же и легенда вспомнилась о том, как молодой царь, инспектируя работы на верфях, заглянул в кузню и, забыв свое императорское звание, от души натешился тяжеленным молотом. При этом мастерством и сноровкой привел в восторг умелых опытных кузнецов.

Вот и выбили они в память об этом событии на якоре инициалы царя.

Но устное предание надо было проверить, что и было сделано: якорь оказался выкованным практически в рост Петра – расхождение составило всего 5 сантиметров. Легенде эта разница не вредит, так как есть объяснение: якорь неоднократно ударялся о грунт, что могло привести к его деформации.

Корабельный девайс и сейчас прекрасно и молодцевато выглядит, не оставляя равнодушным ни одного посетителя краеведческого музея Воронежа.

2. МЕСТО, ГДЕ КОЛЬЦОВ СТАЛ ХРИСТИАНИНОМ

Ильинская церковь (1770 г.) – одна из самых древних и самых красивых церквей Воронежа. С ее историей связано много трагических и трогательных легенд. Например, о том, что служители фондохранилища использовали перевернутые иконы как полки для книг и архивных папок. Нет, это было не святотатство, таким образом удалось сохранить некоторые реликвии до наших дней.
Кстати, именно здесь крестили поэта Алексея Кольцова.

Во время расчистки прихрамовой территории были обнаружены старинные захоронения, ведь практически при любой православной церкви были кладбища. Одна из безымянных плит, найденная за алтарем, где хоронили, как правило, священнослужителей, была перенесена и установлена по левую сторону от входа в храм. Она почитается воронежскими православными христианами как святыня и стала местом поклонения приезжающих в наш город паломников и экскурсантов. Почему столько внимания именно к этому объекту – пока не очень понятно. Частенько мимо проходят студенты исторического факультета ВГУ – вот вам прекрасная тема для дипломной работы!

Старинные росписи на стенах не нуждаются в комментариях – это наша гордость и наша история.

Адрес Ильинской церкви: ул. Севастьяновский съезд, д. 26. Храм расположен за Университетом (под горой), если смотреть прямо на Университет — слева, немного пройти по жилому сектору.

3. ИЗБА-СУДЬБА

Этот домик мы вообще нашли только по наводке директора Гремяченского музея Великой Отечественной войны Юрия Кашина.
Самодельного, заметьте, музея, где все экспонаты найдены, собраны по хатам, определены, отреставрированы и описаны одним человеком. Но об этом мы долго рассказывать не будем, туда ехать нужно. Заодно и на домик посмотрите…
В нескольких километрах от Гремячьего есть небольшая деревенька, где и стоит это обмазанное глиной, побеленое, деревянное строение, нежилое уже много лет. Оно даже не заколочено, так как в такие дебри вряд ли забредают знатные краеведы, равно как и черные копатели.
Внутри дом разделен на 2 комнаты: жилую, со старинной русской печкой (изображение которой сегодня можно встретить только в учебнике по истории), и хозяйственную, где держали скот и домашнюю птицу. Рядом во дворе — земляной погреб с накатанной бревенчатой крышей, присыпанной землей. Вот в этом погребе во время Великой Отечественной войны и бедовала хозяйка этого дома с малыми детишками, выгнанная фашистами среди зимы на мороз.
-fTOADUdlhM
А в самом доме располагался штаб одного из подразделений венгерских войск, оккупировавших село Гремячье и все близлежащие территории. Когда мы привозили в этот музей на экскурсию ребятишек, то Юрий показывал им и остатки дзотов, и могилу советского летчика, и даже давал миноискатели для поиска старых гильз и патронов. Хорошо бы сохранить простой дом с историей, как памятник деревенской архитектуры, и как живого свидетеля страшных лет истории России.

Автор: Ольга Дедова — кандидат филологических наук, заведующая кафедрой русского языка Воронежской медицинской академии им. Н.Н. Бурденко. Краевед. Организатор авторских экскурсий по городу.

Понравилось? Вступай в сообщества журнала «Глаза»: ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

One thought on “Три истории о Воронеже, прикоснуться к которым ты можешь прямо сегодня!
  1. Вова

    Про дом в Гремячьем — здорово! Автору — респект! А вот если этот домик сделать более доступным, боюсь, что тогда от музея ничего не останется…