6 января, 2015
Три истории о Воронеже, о которых ты, возможно, не знал
Каменный мост — как хулиганство губернатора. Водопровод целого города за свой, чиновничий, счет. МиГ, рожденный падать (памятник «Самолет»).
Мы уже писали, что в рубрике «Три истории» воронежские краеведы будут рассказывать об интересных фактах и людях нашего края. Сегодня эстафету подхватывает Ольга Рудева — краевед, первый в Воронеже организатор пеших городских экскурсий. Она так же является заместителем председателя воронежского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, координатор сообщества Архдозор, организатор краеведческих фестивалей, художник-прикладник.
1. …не то, что нынешнее племя! (Про чиновников).
В начале 19 века, в 24-м году новым воронежским губернатором назначают Николая Кривцова. Человек яркий, с Наполеоном воевал, с Пушкиным дружил (тот посвятил ему лично два своих стихотворения), в Женеве и Париже уму-разуму набирался. Видимо, и хозяин был хороший.
В те годы через улицу Чернышевского (тогда она называлась Богословской) шёл очень важный путь. Пересекавшая её Старомосковская (ныне ул. К. Маркса) улица использовалась гужевым транспортом, который зачастую перевозил весьма тяжелые грузы. А тут — на пути сложный участок, который назывался «Волчьим оврагом». Вероятно, из-за того, что рядом жил архитектор Волков.
Новый губернатор сразу понял: городу нужен мост! Конечно, столичный парень, уже поработавший главой Тульской губернии, знал, что сначала надо запрос посылать. Да, такое дело рано или поздно разрешат, но ждать придется долго. И он отправляет прошение «на верх», а сам тут же начинает возведение моста. При этом знает, что штраф за такое самоуправство заплатит из собственного кармана. Так и получилось, на него завели дело и наказали… Но у города появился важный и практически незаменимый мост.
Кстати, до того, как в Воронеже появились свадебные традиции, связанные с Каменным мостом, были и другие — не менее романтичные. К примеру, воспитанницы Александринского приюта для осиротевших девиц благородного происхождения в день выпускного в надежде встретить будущего мужа «невзначай» приходили именно сюда. Нужно сказать, зверь на ловца бежал с охотой, так как воспитание в приюте давалось очень высокого уровня.
При Николаеве Кривцове в центральной части города были возведены и подпорные стены, с помощью которых удалось сохранить облик Воронежа петровских времен.
А теперь представьте себе, чтобы нынешний чиновник занялся каким-либо благим делом, зная, за что ему не только не светит прибыль, но и достанется по шапке?
2. Облагораживает людей не пиво… облагораживает людей вода!
В середине 19 века бывший крепостной крестьянин Лукьян Кряжов, получив вольную, приехал с семьей из Калужской губернии в наш город. Будучи человеком порядочным и трудоспособным быстро разбогател. И была у купца мечта — напоить город чистой водой. Тогда в городе не было водопровода!
Сам не успел, но затею свою завещал исполнить сыну Степану.
Степан Лукьянович развивал дело отца, увеличивал объемы своего бизнеса и при этом много жертвовал. Стал главой городской Думы.
Когда он вплотную подошел к воплощению пожелания своего родителя, отправился в Лондон — посмотреть, как там у них дела с водопроводом. С водопроводом в Лондоне оказалось все прекрасно. Поэтому Степан Кряжов покупает там все необходимое, выписывает мастеров и за свой счет ставит водокачку, водонапорную башню на Конной площади (ныне ул. Ленина) и протягивает трубы. Это обошлось Кряжову в 100-150 тысяч серебром.
Во время торжественного открытия водопровода Степан Лукьянович подарил построенный им водопровод городу с двумя пожеланиями:
назвать водопровод именем отца, и 10 процентов прибыли от его использования жертвовать в пользу бедных. Но не просто денежки раздать, а тратить их на образование детей.
Кстати, дом, где жили Кряжовы, сохранился и находится по адресу: ул. Карла Маркса, 46, где недавно разместили в честь благородного семейства памятную доску.
О том, насколько сегодня водопровод помогает бедным материально, деликатно промолчим…
3. Рожденный падать — летать не может
«Памятник самолету» появился в нашем городе ко дню Победы в 1976 году. «Лётчикам, отстоявшим воронежское небо в годы Великой Отечественной Войны» — написано на постаменте. А история его такова…
В 1975 году на учениях упал МиГ 21. Пилот не пострадал, да и самолет со временем починили. Однако почти год истребитель простоял в ангаре на Балтиморе. Почему? Летчики — народ суеверный! А потом, когда пришла пора порадовать воронежцев новым памятником вспомнили про «металлическую горемыку».
Говорят, устанавливали самолет подвыпившие работники, и накануне праздника… МиГ опять уронили! Носовая часть оказалась согнута под углом 90 градусов. Но ведь запланированное открытие перенести невозможно. Залатали наспех самолет и водрузили на подготовленную площадку. Заплатки, кстати, видны и сейчас, если смотреть на машину снизу.
А улице, где стоит памятник (ранее – Бессарабская) дали имя лётчика-героя Василия Ефремовича Колесниченко (1915-1942). Герой Советского Союза совершил таран фашистского самолета в небе над Воронежем и получил смертельное ранение.
Понравилось? Вступай в группу журнала «Глаза»
В предыдущей части «Трёх историй» вы могли узнать про Фантазию Петра I, Утерянный гранит и Воронежскую династию Романовых.
Заглавное фото — Андрея Санина