27 августа, 2014
Сов местное пристанище
Воронежские достопримечательности – тема настолько щекотливая, что вести о ней разговор – дело не очень-то благодарное. Что уж говорить, если еще недавно в неофициальных топах знаковых мест города числилась «волосатая стена», отличительной особенностью которой были торчащие куски проволоки?!
Знакомый многим «Дом с совой», который красуется по адресу ул. Алексеевского, 12, явно заслуживает более пристального внимания, чем у него имеется на данный момент.
Пойдемте, прогуляемся, к детищу одного из самых выдающихся архитекторов воронежского края Михаила Николаевича Замятнина. Да, где-нибудь в Питере или «старой Москве» мы бы, возможно, даже и не заметили такое здание, прошли мимо. Но то, что столь интересный объект находится в центре неизбалованного архитектурными излишествами Воронежа и обделен вниманием – явная несправедливость!
Улица Алексеевского находится примерно напротив драмтеатра, так что ради просмотра искомого дома вам придется в кои-то веки изменить маршрут дежурного променада, что идет в обе стороны по проспекту Революции.
«Дом с совой» создавался Замятниным как собственное частное владение, нижний этаж которого занимала его семья, а два верхних сдавались внаем.
После революции здание стало «принадлежать народу» — в нем располагались коммунистические организации (СОВнарком?), а с балкончика политические лидеры промывали мозги доверчивым горожанам. После войны «сова» оказалась настолько потрепана, что дом пришлось очень серьезным образом восстанавливать, что называется, по образу и подобию.
В новой жизни ни коммунисты, ни фашисты на сову больше не посягали, его площади занимали обычные жильцы двенадцати квартир. Поговаривают, правда, что не совсем уж, прямо, обычные, но и не небожители.
Считается, что сова – символ семейного благополучия и мудрости, поэтому молодые семьи и бизнесмены заглядывают к «каменной птице», чтобы зарядиться нужной энергией, каждый для своих целей. Кроме этого сова считается борцом со всякого рода непотребьем. А это значит, что ежели в дом заселится, к примеру, какой-нибудь не чистый на руку чиновник, его делишки враз могут оказаться делами. Теми, что у прокурора.
При внимательном рассмотрении разнообразных, красивейших элементов декора модернистского здания выясняется, что по адресу Алексеевская, 12 стоит «Дом нескольких сов».
В правой верхней части фасада, в «ногах» у одного из лепных персонажей находится еще одна сова. Она держит в клюве нечто, о чем мы с вами никогда не узнаем. Но это не тайна, а так – загадка.
А настоящая тайна заключается в том, что у двух из четырех барельефов с изображением то ли женских, то ли мужских голов, которые расположены справа, на лбу красуются шестиконечные звезды.
А у левых – пентаграммы. Причем, одна – в виде обычной звезды, а другая – перевернутой.
Что это может значить, и кто это изваял, вряд ли кто-то сейчас ведает. Ничего не смог сказать по этому поводу и авторитетный краевед Владимир Елецких. А экскурсовод Ольга Рудева, которая периодически приводит группки любознательных воронежцев к загадочному дому, полушутя сказала, что это всего-навсего «фантазия архитектора».
Михаила Николаевича Замятнина трудно отнести к представителям «земли обетованной», поэтому тут может быть множество вариантов?
В послевоенную реставрацию дома делал архитектор Л. В. Мордухович. Возможно, дополнения – его рук дело.
При этом обязательно стоит знать, что шестиконечная звезда вовсе не обязательно отсылает нас к иудаизму!
Во-первых, шестиконечная звезда – это библейский символ, а христианство – это библейская религия. И шестиконечные звезды (гексаграммы, магендавид), и пятиконечные (пентаграммы, причем и вершиной вверх, и вниз), и свастики, и даже треугольники – все они до средневековья
использовались так или иначе в использовались христианской символике.
Поскольку сами, в свою очередь, известны еще из дохристианских времен, и в разных учениях несли то или иное (подчас противоположное) философское, мистическое , символическое или чисто декоративное значение.
И все они так или иначе встречаются и в убранстве христианских храмов: и католических, и византийских, и православных, и в одеждах и украшениях служителей, и в православных иконах. Естественно, многие из них использовались и масонами (в том числе, были заимствоаны и дравние значения этих символов).
Последней реставрацией в 2008-м году руководила архитектор, доцент ВГАСУ Синегуб Татьяна Михайловна, и именно её видение современного «Дома с совой» мы можем наблюдать сегодня.
Наверное, слишком современного, так как пластиковые окна смотрятся в этом доме, как гламурно-розовые лосины на восьмидесятилетней старушке. Да и лепнина приобрела слишком приглаженный вид.
Впрочем, это, скорее, придирки. В общем, после реставрации дом смотрится превосходно. Кстати, по сравнению с тем, что было еще семь лет назад, даже направление взора совы поменялось. Наверное, она пыталась прожечь своим взглядом тех, кто имея корявую душу, изрисовал такого же качества росписью лицевую сторону здания.
Интересно, а куда она смотрела эта мудрая птица 100 лет назад?
Настя Воротынцева.
Ещё больше об истории и интересных местах Воронежа и области вы сможете узнать в рубрике ЛЮБОПЫТКА
очень интересно, спасибо!