8 января, 2018
ГТРК «Воронеж» – изнанка места, где рождаются новости
В рамках проекта «Обед для мозга» очередной поход в рабочий перерыв около 20 воронежцев совершили в недра Государственной телерадиокомпании «Воронеж». В числе гостей оказался и доцент исторического факультета ВГУ, кандидат исторических наук, директор музея-заповедника «Костёнки» Виктор Ковалевский, который рассказал о том, что увидел и почувствовал…
Редко выступаю в последнее время в роли экскурсанта. Чаще — экскурсовода. Даже если приходишь в музей, стараешься ходить самостоятельно. Здесь есть свои плюсы. Нет гонки, ты заново можешь вернуться к уже пройденному, ну и т.д.
А 27 декабря впервые в своей жизни, наверное, «повёлся» на приглашение одного из ФБ друзей и решил в рабочий день сходить на экскурсию на воронежское телевидение. А что, думаю, я там не видел? С другой стороны – воспользуюсь случаем, со знакомыми встречусь, в лучшем случае что-нибудь новое почерпну из «журналистской кухни». Тем более перерыв обеденный….
Все шло четко по графику. Экскурсанты к назначенному времени собрались в районе Чугуновского кладбища. Это были в большинстве знакомые лица, по Сетям, по посещениям музея «Костёнки». В общем началось.
С холла ВГТРК, где нас встретила Анна Кушманова (шеф-редактор ГТРК «Воронеж»; прим. ред.), а затем, что было совершенно неожиданно руководитель компании – Роман Иванович Дарпинян. Колоритный персонаж, с постоянно затухающей сигарой в руке, уделивший нам не менее двух часов драгоценного директорского времени и «показавший» верхушку телевизионного айсберга.
Экскурсия по вновь отремонтированным помещениям начиналась с истории компании. Ведь и сама задумка изменений, с учетом современных технологических прибамбасов, проходила через призму истории. Мы попали в своеобразный музей, встроенный в сложнейший кибермеханизм. Потрясли советские воронежские «Рекорды» в холле. Я так и не понял, как они (телевизионщики) в ламповый экран смогли «засунуть» живое изображение посетителя с камеры видеонаблюдения?! Т.е. эффект сногсшибательный. Ты заходишь, перед тобой как в мультике «Ну, погоди!» – многорядовая куча теликов, на одном из которых возникает надпись «НАЖМИ КРАСНУЮ КНОПКУ». Жмёшь. И перед тобой в «музейном» телеэкране возникает лицо охранника-вахтера, или секретаря, которые вежливо интересуются целью прихода.
Дальше – больше. Комната приема гостей или «переговорная». Стол, мастерски сделанный из кабельной катушки (на ум приходит выражение «слетел с катушек»), стоящий на плиточном полу. Но у тебя под ногами «культурные напластования телевизионных эпох». Экскурсовод Дарпинян не употребил термина «стратиграфия», но описал настоящий археологический «культурный слой», и даже поведал о нереализованной задумке его музеефицировать, залив стеклянной массой. С двух сторон стены комнаты «задрапированы» историческими фотографиями.
Здесь и спортивный комментатор воронежского телевидения В. Затонских, которого еще и я застал, и первая ведущая Галина Шипилова. На одной из фотографий я приметил и самого «Штирлица». Интересно, когда Вячеслав Васильевич Тихонов посещал Воронеж и с какой целью? Вообще в лекции экскурсовода мелькали интересные факты, которые не упоминаются в краеведческой литературе. Например, о том, что первые выпуски «Голубых огоньков» выходили из воронежской студии. Ну, по крайней мере, лично меня это подвигло посмотреть книгу Виктора Ивановича Золотарева «Путь к эфиру», выпущенную в 2006 году.
В этой же переговорной хозяевами была любовно отреставрирована и сохранена надпись «Мама». Понятно, что идея, заложенная как минимум в палеолите, многократно описанная классиками сатирического жанра, в том числе Ильфом и Петровым, не могла пройти мимо воронежцев 60-70-х гг. Но сохранить «это», надо было додуматься.
Ведь нами, историками, уже давно подмечено, что окружающая обыденная действительность современниками не воспринимается и, следовательно, редко доживает до потомков. Могу поспорить с читателями, что ни у кого не осталось в загашниках духовых трубок для стрельбы строительной замазкой, «десяток и двадцаток» (вагонные подшипники) для игры в солдатики, да и сами солдатики 70-х гг. – это уже раритет, каким стала и трогательная надпись на одной из стен ВГТРК.
Я не специалист в архитектуре и внутреннем убранстве помещений, отлично понимаю, что идейные вдохновители проекта были не первыми в своем стремлении оставить не оштукатуренными стены (параллель – здание Камерного театра в Воронеже, Еврейский центр толерантности в Москве и многие другие), что, конечно придает интерьеру определенный шарм, но даже металлические полки для прокладки коммуникаций смотрятся очень органично. Надо сказать, что уже оцифрованные пленки, по идее – хлам, также послужили деталями коридорного убранства.
Тем временем гостеприимный «хозяин» безустанно рассказывал про назначение суфлеров, комнат глушилок, помещение для «котиков» (читай – отдыхающих операторов). Последние, кстати, по именам Виктор и Юрий, соответствовали образу, нарисованному директором.
Льющийся поток информации накладывался на уже затуманенный её обильностью мозг. А в коридорах запросто мелькали известные всему городу лица: Евгений Касилов, Евгения Соседко, Анна Анваровна Кушманова, Анна Андреещева – бери, дотрагивайся, выцыганивай автограф. Лично я боялся Дарпиняна и себе таких вольностей не позволял.
Ведущий, хоть и подустал, но повел нас на радио «Маяк», попутно объясняя, как строилось здание, когда и при каких обстоятельствах появилась в Воронеже самое высокое сооружение.
Лекция перемежалась шуточными рассказами из жизни телевизионщиков, различного рода легендами (об облучении, о призраках Чугуновского кладбища). Повторять их нет смысла, поскольку последователи должны услышать все сами.
Получили мы возможность посмотреть и современное оборудование, сравнить его с техникой, которое «Вести-Воронеж» получили к московской Олимпиаде 1980-го и, наконец, добрались до новостной студии.
Конечно, мы мешали сотрудникам, которые проявляли сдержанность и корректность (я бы лично разогнал галдящую толпу). Перед входом в «святая святых» Роман Иванович слезно попросил: «Через несколько минут будет дневной эфир. Вы пожалуйста не шумите и ***, руками ничего не трогайте!» Высший пилотаж. Я без иронии. Может человек построить – в прямом и переносном смысле.
В кабинет директора группа не пошла, но в секретарской с удовольствием пофотографировалась у какой-то необыкновенной конструкции двери с надписью «ДИРЕКТОР».
Время было уже часа три пополудни, кода скромный Олег Воротынцев попытался намекнуть, что, мол, может, кому-то на работу уже пора? Ну, уж нет! Просто так даже детей, коих было пару человек, выгнать было нельзя. Нужно было сделать решающий общий кадр в зале, где под ногами разливалось голубое небо.
Спасибо за фото — Евгении Морозовой
Ведущая «Вести-Воронеж» Наталья Зубкова: «На ТВ я 11 лет назад приходила временно»
В обед воронежцы будут ходить в музеи, в галереи и даже в театр