28 ноября, 2016
Путешествие воронежца по Атлантике – а когда на море качка…
Воронежец Денис Субботин вспоминает о приключении, в рамках которого он 40 дней провёл на деревянном паруснике «Штандарт». Читайте продолжение истории о качке, морской болезни и других прелестях путешествий на корабле…
Начало истории ЗДЕСЬ
Первый вопрос, который задают мне все люди, услыхавшие, что я путешествовал на парусном судне, да еще и старинном: «А сильно ли укачивало?». И их, в сущности, можно понять. Современные железные огромные суда снимают в кино, как правило, со стабильной палубой, а если как какая-нибудь древность, то обязательно покажут качку и катающиеся туда-сюда предметы и людей.
И это, конечно, правда. Фрегат «Штандарт», идущий под парусами, в зависимости от силы, а также направления ветра и волны качает самым распрекрасным образом. Более того, если корабль идёт хорошим галсом, то он еще имеет и весьма ощутимый постоянный крен, доходящий порой до таких значений, что кастрюли при готовке на плите привязывают верёвками, а супчик на столе просто так не поешь и не поставишь. Но об этом позже.
Начали то мы о морской болезни. Так вот, укачает тебя или нет – узнать заранее совершенно невозможно. Я слышал о случаях, когда людей, а точнее – чудную легендарную бабушку-кока начинало укачивать, как только были отданы от причала швартовые концы.
Капитан объяснял нам принцип возникновения морской болезни довольно простым способом: организм, потерявший ориентир в привычном физическом пространстве, считает, что его отравили, и включает программу самоочищения. Соответственно и метод борьбы с укачиванием довольно прост – стоять на палубе, смотреть на горизонт, звёзды, облака, дышать и привязывать сознание к стабильным предметам. Сильные духом могут закрыть глаза и привязываться к незыблемым внутренним нравственным законам, но с этим у моряков, как правило, сложности.
Скажу сразу – меня не укачивало. Более того, я нахожу в качке упоительную сладость, которая особенно сильно проявляется в те минуты, когда уставшая масса переводит энергию из кинетической в потенциальную на своей узенькой, но уютной коечке в часы сна.
Конечно, немного неудобно сначала ходить по кораблю, постоянно держась за тот или иной предмет, но быстро привыкаешь. И самое удивительное – когда сходишь на берег, земля под ногами продолжает раскачиваться еще какое-то продолжительное время (вестибулярка адаптируется), отсюда и характерная «развязанная» походка морячков. Кроме того, опыт путешествия с разными волонтёрскими составами показывает, что это очень редкая непродолжительная проблема, которая довольно редко случается на борту и привносит, скорее, некую брутальность приключению, нежели, действительно, мешает.
Как я уже писал – готовить при сильном крене и качке на камбузе – то еще занятие. Поэтому на корабле имеется «план Бэ». Если адово качает, то на стол, ставятся йогурты и бананчики. Пища эта называется «easy came, easy go», что на великом русском значит – «легко входит, легко выходит».
В широко известном в «Штандартовких» кругах сборнике корабельного фольклора, эта ситуация отражена в незатейливой и милой морской песне, текст которой я привожу без купюр, в расчёте на совершеннолетнего и не лишённого чувства юмора читателя:
Логично всё в природе происходит,
Когда по морю синему пошёл,
На качке всё отлично внутрь входит,
Выходит тоже очень хорошо!
Допустим, ты откушать попытался
И миску супа храпнул в лёгкий шторм,
То либо он, войдя, внутри остался,
То либо вышел весь на рыбий корм.
Бывает качка лёгкой и жестокой,
Коль ты любви у неба не просил —
Самомассаж на койке одинокой
Отнимет меньше времени и сил…
А если вдруг в любовном исступлении
Слились два сердца при крутой волне,
Производить телес совокупленье
При сильной качке радостней вдвойне!
На корабле всё делать бесподобно,
Но лишь одна задача нелегка –
Ходить в гальюн при качке неудобно,
Но это часть закалки моряка!
За этими простыми словами видно, как неизвестный автор пережил и прочувствовал все аспекты бурный неспокойной моряцкой жизни, как тонка его романтическая душа и богат жизненный опыт.
Очень забавная ситуация получилась со «Штормовым тренингом», который охватывал часть моего плавания по Бискайскому заливу. В это время года там обычно довольно свежо и крепко, и множество морских волков съехалось на «Штандарт» в ожидании испытаний. Однако небо имеет свои планы, и всю неделю мы шли по гладкому, как стол, океану, вспоминая, конечно, что самый лучший способ пережить шторм – это в него не попадать.
Что касаемо фрегата «Штандарт» – то попадать на него можно и нужно. И пусть вас не пугает ни качка и шторма – всё это мелочи, по сравнению с чудом, которое вам предстоит пережить.
А вот и подходящая ситуации песня от нашего скромного бэнда…
А я засим откланиваюсь. В следующий раз разговор будет о кухне на корабле и нашем бесподобном французском коке – Луи.