24 сентября, 2014
«Жуки» в наших головах, или «Битлз» против Бетховена
Многие из вас уже поняли, что журнал «Глаза» будет проводить и экскурсы в историю, и рассказывать о современных реалиях. К примеру, вчера мы начали цикл материалов про воронежские музыкальные коллективы. В качестве связки этих двух направлений мы решили выложить материал из советской газеты про известную группу. Журналист «Литературной газеты» в 1964 году написал о своем мнении по поводу великой «ливерпульской четверки». Это получилось по-настоящему феерично.
Из повествования ясно, что человек просто «прибивает» творчество англичан на корню, не оставляя им ни шанса. Мы с вами знаем, что за этим последовало. И всё бы было понятно, и с журналистом, и с его компетенцией писать подобного рода материалы на музыкальные темы, но журнал «Глаза» решил выяснить, кто этот «недонострадамус», предсказавший скорый крах группы, которая, в итоге, оказала на мировую культуру колоссальное значение?
Выяснилось, что автор этого материала Никита Богословский – один из выдающихся отечественных композиторов, дирижеров, пианистов и литераторов. Он является автором таких великих песен, как «Тёмная ночь», «Шаланды полные кефали» и «Спят курганы тёмные», а всего на его счету более 200 песен.
Как дирижер Н.В. Богословский выступал в России и за рубежом, с концертами и творческими вечерами объездил весь мир. В списке его произведений – симфоническая и камерная музыка, сочинения для музыкального театра, песни и музыка к кинофильмам и мультфильмам. Ну, и звание «Народный артист СССР» говорит само за себя.При этом талантливый музыкант был еще и завзятым шутником – разыгрывал друзей и близких тонко, с выверенной драматургией.
Всё это говорит о том, что человек разбирался в музыке, не был зашоренным «винтиком власти», а статью про «битлов» написал от души.
Это предположение Никита Владимирович подтвердил в одном из интервью (через много лет после материала о «Жуках», в рамках которого состоялся такой разговор:
— Битломаны помнят, что в 64-м году вы написали статью, где предрекали «Битлз» скорое забвение и даже называли их «навозными жуками». Как такое могло случиться?
— Ой, как я ошибся, как ошибся! Но вы что, полагаете, будто я во всем и всегда был такой, как во время написания «Темной ночи»?
Если я вам расскажу, сколько сделал за свою жизнь глупостей, ошибок и всяких дурацких поступков, то вы мне, наверное, не поверите.
Я о них просто молчу и выхваляюсь как этакое уникальное явление. Но глупостей я сделал много и от них сейчас прилюдно, принародно отрекаюсь.
А битлы — потрясающие ребята. Кстати, Пол Маккартни давал концерт в мою честь, вы в курсе или нет?
— Нет.
— Так знайте.
— Вас заставили написать ту злополучную статью или вы сами недооценили масштаб явления?
— Значит, так, говорю вам однозначно и категорично: заказов, тем более подобного рода, я не исполнял никогда, ни для кого и ни за что!
Я думаю, что я был пьяный.
— Если бы вы сейчас встретились с Маккартни, что бы вы ему сказали?
— Я бы ему сказал: «Спасибо, старик!»
P.S. Эта история, согласитесь, весьма поучительная. Многое, что когда-то казалось дикостью, срамом и невежеством, теперь воспринимается как классика. Есть надежда, что талантливая работа всегда окажется оцененной. А срам и дикость останутся таковыми навсегда.